Любовь ДУХАНИНА, заместитель председателя Комитета по образованию и науке Государственной Думы РФ, член Центрального штаба ОНФ:
- Медаль является в первую очередь средством моральной поддержки выпускника, и нужно помнить, что отличные результаты в учебе нельзя сводить только к результатам ЕГЭ. Школа и регион определяют сейчас самостоятельно, кто достоин поощрения. Мы привыкли, что для получения медали ребенку нужно получить итоговые пятерки по предметам школьной программы. Для того же чтобы ввести четкие показатели для выдачи медали по всей стране, привязанные к количеству баллов, полученных на ЕГЭ, нужно решить задачу шкалирования - перевода баллов экзамена в привычную для школы пятибалльную систему оценивания. А эта тема изначально была непростой. Нужно в том числе обосновать, почему по одному предмету 75 баллов - это выдающийся результат, а по другому предмету выдающийся результат может начинаться с 90 баллов.
Мы долго уходили от ситуации, когда ЕГЭ определял и будущее ребенка, и зарплату учителя, и рейтинг губернаторов. Было бы неправильно сейчас на этом же основании начинать вводить ограничения для детей. В ситуации сохраняющегося несоответствия между содержанием ФГОС, примерными программами, учебниками и продолжающейся трансформацией КИМов единого экзамена это точно не первоочередная задача.

Татьяна СЕППЯНЕН, заместитель главы администрации Пряжинского района, в прошлом учитель истории, победитель регионального конкурса «Учитель года Карелии»-1995, пос. Пряжа, Карелия:
- В целом я согласна с тем, что результат ЕГЭ необходимо учитывать. После рекомендаций Министерства образования РК при принятии решения о награждении медалью учитывать суммарный результат итоговой аттестации мы проанализировали успехи наших медалистов. Наши выпускники в целом соответствуют требованиям для медалистов по результатам трех экзаменов. Проблема в том, что нет четкого определения «особых» успехов в учении. Если не учитывать ЕГЭ и ориентироваться только на результаты промежуточной аттестации в течение нескольких лет, то это медаль «за труд». У вузов в приоритете баллы ЕГЭ, а наличие медали при скромных количественных показателях - это только повод для иронии. По словам выпускников, кое-кто из них на первом курсе даже умалчивал о своей медали. Наверное, правильно было бы сочетать оба вида достижений.
А еще меня волнует оценка достижений выпускников, которые в течение школьной жизни активно занимались социальными практиками - от волонтерства до самодеятельности. У них медалей точно не будет, ведь их образ жизни не позволяет им учиться без сбоев. Между тем социальная активность - это тоже проявление результата с точки зрения новых образовательных стандартов старшей школы. Иногда эти ребята, едва преодолев проходной балл при поступлении, к концу обучения в вузе становятся лидерами как в учебе, так и в практике. А медалисты порой попадают в отсев, и их особые успехи в школе не прибавляют им студенческой живучести. По себе знаю, хоть и прошло более 30 лет после альма-матер.

Виктор МАРТЫНЕНКО, директор гимназии №1, г. Калач, Воронежская область:
- С одной стороны, медаль сегодня почти ничего не значит, во всяком случае таких льгот, как раньше, медалисты не имеют. А с другой стороны, если ты сдаешь ЕГЭ на двойку, то есть если не преодолеваешь минимальный порог, то о какой медали может идти речь? Я до сих пор критически отношусь к ЕГЭ и к тому главному доводу, который всегда приводят сторонники единого экзамена. Они говорят, что дети из села получили больше возможностей поступить в ведущие вузы страны. Я считаю, что и раньше, до введения ЕГЭ, эти возможности у сельских детей были. Я из села, а поступил в Харьковский университет, в ту пору он считался третьим вузом в стране. Виктор Садовничий учился в МГУ, стал академиком и ректором главного вуза страны, а родился в селе под Харьковом. Так что относительно плюсов ЕГЭ еще можно поспорить. Но, в любом случае, пока эти экзамены остаются, медали должны вручаться тем, кто сумеет преодолеть определенный экзаменационный порог. Не может выпускник, окончивший школу на «отлично», с медалью, не сдать выпускные экзамены. В этом случае к медали возникает очень много вопросов, так же как к самому выпускнику, его учителям и школе. Поэтому установление порога ЕГЭ для вручения медали мне кажется оправданным.

Вячеслав ИВАНОВ, программист, отец девятиклассника, Великий Новгород:
- Я думаю, что сельские учителя из школ, где учатся всего около ста человек, могут ставить пятерки за год выпускникам, чтобы поддержать имидж школы. А потом эти пятерки не подтверждаются в вузе. Получается, что сельский выпускник может занять место более способного городского выпускника, ведь медаль прибавляет баллы при поступлении. Поэтому я за порог ЕГЭ для медалистов. Если выпускник идет на медаль, ему ЕГЭ не страшен. Но порог должен быть разумным. Не 100 баллов и даже не 90. Ведь по некоторым предметам просто нереально сдать ЕГЭ на высший балл даже отличнику. К таким предметам я отношу английский язык, историю и литературу. О невероятной трудности ЕГЭ по этим трем предметам говорят все наши знакомые родители, дети, репетиторы и сами учителя.

Анна ИВЛИЕВА, мама двух школьников и трех дошкольников, Нижний Новгород:
- По-моему, предложение очень логичное. Если человек хорошо сдал ЕГЭ, он подтверждает, что отметки ему ставили объективно и честно. Если сдал не очень, то соответственно его знания не тянут на медаль. Я не слышала о случаях провала медалистов на едином экзамене, но средние баллы - это очень часто бывает. Я понимаю, что ЕГЭ - это лотерея, и не все, даже сверхталантливые, дети могут сдать на 100 баллов. Но, например, не ниже 80 баллов - тот самый результат, который доступен всем медалистам. Так что я «за»!

Лариса ЛИХАЧЕВА, мама ученицы 11‑го класса, Углич, Ярославская область:
- Наверное, мы просто уже привыкли, что медаль по окончании школы заслужил тот, кто не только показывал блестящие успехи в учебе все эти годы, но и был неким нравственным ориентиром для остальных. Сейчас это назвали «портфолио», а на самом деле память одноклассников гораздо ревностнее хранит моменты, когда им хотелось бы гордиться тем, с кем они шли все эти годы бок о бок. Моменты, когда кто-то яркий проявил свои человеческие качества, стал реальным лидером ситуации. Мне кажется, что, привязывая возможность получения медали к демонстрации своих энциклопедических знаний на ЕГЭ, мы теряем какую-то важную составляющую. Медаль - это не только показатель знаний, но скорее умение жить в обществе, умение учиться с блеском и относиться к окружающим с душой. А измеряют ли личностные качества человека баллы экзамена?