С 23 по 25 марта на трех этажах Уральского центра развития дизайна происходило так много событий, что посетителям, а их за три дня было более восьми тысяч, требовалось поспешить, чтобы успеть с одного интересного мероприятия на другое. Есть ли такая составляющая нашего существования, которая затрагивает абсолютно каждого? Все взрослые когда-то учились в школе, все дети или учатся, или будут учиться. Образование - вот то, что связывает людей, какими бы разными они ни были.
SMART Expo-Ural выросла из традиционной выставки «Образование от А до Я», в нынешнем году она состоялась в новом формате, максимально интерактивном. Расширилась география: помимо региона-организатора на выставке были представители Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Тюмени, Перми, Челябинска, Ялты, а также Германии и Франции.
На открытии начальник Департамента образования администрации Екатеринбурга Екатерина Сибирцева подчеркнула значимость мероприятия: «Система образования призвана опережать развитие экономики и социальной сферы, готовить кадры к грядущим преобразованиям». Министр общего и профессионального образования Свердловской области Юрий Биктуганов отметил расширение тематики: рассматриваются актуальные вопросы инклюзивного образования, комплексной безопасности школьников. Масштабность выставки привлекла в Екатеринбург специалистов передового мышления из других регионов и стран. Участники отметили превосходное качество проведения SMART Expo-Ural ее главным организатором - межрегиональной выставочной компанией «Урал». Каждый день выставки имел свой содержательный стержень. День первый - «Образование: открытое партнерство». День второй - «Профессия: слагаемые успеха». День третий - «Развитие: воспитание личности». В результате сложилась целостная картина сложнейшей многоуровневой системы образования Среднего Урала.
Побываем на выставке и мы, совершим своеобразный квест по SMART, ознакомимся с тем, как решаются загадки каждого этапа образования.

Дошкольники: научиться учиться
…Детки с увлечением рисуют фигуры бусинками, строят кораблики из веревок. Еще у них есть необычный конструктор, детали которого скрепляются особым образом, так что плоский треугольник за несколько «щелчков»-соединений становится объемным. Для ребятишек - это веселое занятие, взрослые же серьезно скажут: развиваются сенсорика и мелкая моторика, пространственное мышление и восприимчивость к цвету, так как цвета здесь используются только природные. Детский сад №531 является пилотной площадкой по апробации тико-моделирования, применяет авторские технологии «Бусоград» и «Веревочный парк». В школе его воспитанникам будет легче осваивать черчение, сте­реометрию.
В том, что процесс образования стартует задолго до школы, сегодня никого убеждать не надо. Вопрос «Когда не поздно начинать учиться?» в последнее время перерастает в другой - «Когда не рано начинать учиться?». Слишком раннее высаживание ребенка за парту умиляет родителей (ему два годика, а он уже руку тянет: «Это буква «а»!»), но может нарушить естественное развитие. Нейропсихолог Наталья Садырова (информационно-психологический центр «Белый слон») объясняет: мозг готов к постижению символики (цифры, буквы) после четырех-пяти лет. До этого ребенок может запоминать, но не понимать. Более ранний возраст следует использовать для развития фантазии и ассоциативного мышления.
Чем и занимаются в дошкольном центре «Страна чудес» Новоуральского городского округа, принимая в свое лоно детей с двух месяцев, оказывая консультативную помощь родителям.

Школьные годы чудесные: с гаджетом, с песнею?
Девиз выставки гласит: «Умные решения - успешное будущее!» Решение о том, в какую школу определить ребенка, принимают папы и мамы. Современное образование Среднего Урала - это 1145 школ, в которых обучаются почти полмиллиона человек, и почти каждое образовательное учреждение стремится выделиться на общем фоне, предложить что-то свое.
Гимназия №37 уникальна - ее ученики осваивают немецкий язык как основной иностранный, на нем говорят, читают, пишут, общаются с друзьями из Германии и Австрии. Помимо представления своего учебного заведения директора Светлану Трухину интересует диалог с другими участниками выставки, как языковой направленности (например, гимназия №99, профиль которой английский язык), так и технической. Последние на SMART Expo-Ural лидируют. Лицей №128 известен в Екатеринбурге эффективно действующей моделью развития инженерного мышления. Лицей №180 «Полифорум» ориентируется на широкий технический спектр. Три шестиклассницы возбужденно рассказывают о лего-конструировании, в то время как пятиклассник демонстрирует зрителям роботов в движении.
Школьники имели возможность узнать о секретах сдачи экзаменов, получить «прививку от стресса», родители - принять участие в большом родительском собрании.
У руководителей системы образования задачи иного уровня: как учить, чему и в каких условиях? Настоящая дискуссия разгорелась при обсуждении тенденций развития образования, его вызовов и рисков. Константин Ушаков, редактор журнала «Директор школы»: «Это очень здорово - уметь работать с элитой, с талантливыми детьми. Но не менее важно хорошо готовить остальных. Главную задачу я вижу в уменьшении разрыва, в поддержке слабых, в предоставлении всем одинаковых возможностей».
Символично, что фестиваль мастер-классов для педагогов получил название «Равный старт». Среди предложенных методик многие касались взаимодействия с детьми с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья). Большое внимание было уделено динамическим паузам, пальцевой и мышечной гимнастике, это уже важно для всех. Учителя с удовольствием повторяли движения вслед за спикерами: поднимали руки, играли пальчиками, вращали головой, в то время как на другой площадке управленцы решали, какой быть школе будущего.
«Шесть шестеренок». В виде схемы из шести составляющих на обсуждение собравшимся представил школу будущего Михаил Ладейщиков из Департамента образования Екатеринбурга. Помимо директоров учебных заведений в дискуссии приняли участие проектировщики и строители. Какой должна быть новая школа, чтобы ее здание не устарело через 50 лет? Определены следующие принципы: открытая школа, цифровая мобильная школа, школа как центр притяжения, удобная для ребенка, помещения-трансформеры, модульная мебель. В Екатеринбурге каждый год вводится в среднем одна-две новые или реконструированные школы. Есть результаты, которыми город гордится: современные инженерные системы, магнитные ключи в классах, новый уровень благо­устройства территории. Есть цели, к которым город стремится. Зал, который может быть спортивным, актовым или лекционным в зависимости от задачи. Спортивный зал, который трансформируется под разные виды деятельности. Пространство, способное масштабироваться по принципу «ученик - группа - класс - поток». Мечты и планы переплетаются, кое-что уже реализовано, например, в гимназии №39. Михаил Ладейщиков: «В этом году начинаем эскизировать с нуля новую школу в новом формате». Но звучит мудрый предупреждающий голос директора Лицея имени Дягилева Андрея Кадочникова: «Мы все про «цифру», модули и форматы. Не хотел бы я дожить до тех времен, когда будут искусственно синтезировать такие понятия, как «отношения», «аура места», «мастерство». Атмосферу не создать никакими технологиями».
Правильно расставив акценты на этапе «основная школа», давайте заглянем в мир дополнительного образования. Какие вызовы он предлагает?

Кружки и секции: играю и выбираю
Проведем небольшой тест. Для чего ребенок посещает дома творчества, спортивные секции, кружки, все, что мы привычно относим к дополнительному образованию? Приятное времяпровождение? Общее развитие? Мысли заняты полезным, а не вредным? Поиск будущей профессии? «Галочку» «верно» можно поставить на всех вариантах ответа. А попал в десятку последний. Дополнительное образование есть ненавязчивая, увлекательная, эффективная профессиональная ориентация.
На выставке действовала SMART-лаборатория по семи направлениям. Техническое творчество сегодня привлекает огромное количество школьников. Можно было сконструировать механизм и запустить его, создать объемное изображение собственного лица на 3D-принтере. Кто-то пробовал силы в бизнесе: лучшие проекты будут развиваться впоследствии при содействии Школы бизнеса Екатеринбургского фонда поддержки предпринимателей. Кто-то участвовал в шахматном блицтурнире и наблюдал за сеансом одновременной игры вслепую на трех досках от призера чемпионата России среди девушек.
Юные футболисты в Историческом сквере и на сцене выставки провели флешмоб, посвященный чемпионату мира по футболу, несколько матчей которого пройдут в Екатеринбурге. На импровизированном подиуме выступали дети, занимающиеся в модельных агентствах, демонстрировали модные тенденции школьной формы. Учитесь в красивом! В рамках выставки состоялся городской этап конкурса юных журналистов Media Skills.

Профессия: как отличить «мое» от «чужого»
От разгадки непростого ребуса «В какой сфере наилучшим образом могут быть реализованы мои способности» зависят и успешность человека, и ощущение удовлетворения от жизни. Второй день выставка SMART Expo-Ural целиком посвятила вопросам выбора профессии.
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области подготовило развернутую презентацию системы профобразования. На примере опыта Первоуральского металлургического колледжа была продемонстрирована кооперация образовательных учреждений и промышленных предприятий Урала. О себе рассказали посетителям около двадцати высших и средних специальных учебных заведений.
Завершим наш виртуальный квест описанием реального квеста «В поисках открытий». Его организатор - Уральский государственный педагогический университет. Цель квеста - изучение родного края. Нам предстоит определить, каким видам деревьев принадлежат разные шишки (ура, я угадываю почти все, кроме пихты!). Подумать, какие минералы встречаются в Уральских горах, а какие попали сюда издалека. В пути помогают доброжелательные и всезнающие студенты биолого-географического факультета Максим Туйков, Татьяна Матвеева и другие ребята. Наверное, им удалось найти свое призвание. А хорошее знание своего региона, связь с родными местами помогают любому человеку крепко стоять на ногах.

Екатеринбург, фото автора