Закон сообщающихся сосудов. Не физика, а сельская школа
В Ассоциации сельских школ Карелии не сомневаются - любая школа во все времена должна давать всем детям достойное образование вне зависимости от того, в каком районе она находится, можно ли попасть туда с большой земли в распутицу и есть ли там Интернет. Именно благополучие школы, ее развитие, заинтересованность в детях может стать ресурсом для развития села, поселка, деревни. Но очень много зависит для детей и от того, работают ли их родители или законные представители, есть ли достаток в семье. Учителя и директора негородских школ вновь вынуждены констатировать - часть учеников живут в малообеспеченных семьях. В некоторых школах доля таких ребятишек - 80 процентов. Так что благополучие школы в целом - это и благополучие региона, который может содержать в порядке школы, мамам и папам гарантировать достойную зарплату, а детям - возможность получать образование, которое пригодится им в будущем.
Таких сельских школ в республике немало. Участники дня сельской школы, например, побывали в Шуе, где учатся дети с 1‑го по 11‑й класс. Всего 367 человек. Педагоги увидели, как в школе организована вне­урочная деятельность, ведутся уроки, как живется дошколятам, группы которых находятся в школьном здании.
- Таковы сегодня вызовы времени. В Карелии мы нередко объединяем школы и сады, - рассказала позже заместитель главы пряжинской администрации Татьяна Сеппянен. - Деньги на дошколят и школьников выделяются единой суммой в бюджете, а дети находятся в уникальном пространстве, когда всех дошколят знают их будущие учителя.
- О такой уникальной территории детства столицы могут только мечтать! А в Карелии это уже создано в сельских поселениях, важно только развивать и поддерживать, - не сомневается Зинаида Ефлова, кандидат педагогических наук, заведующая лабораторией теории и практики развития сельской школы Института педагогики и психологии
ПетрГУ, называя объединенные коллективы территорией детства.

О конкурсе со всех сторон
Ассоциация сельских школ Республики Карелия в рамках дня сельской школы уже в пятый раз провела V межрегиональный конкурс педагогических работ «Сельская школа со всех сторон. О себе расскажем сами: обучение и воспитание в разновозрастной группе». За пять лет на конкурс пришло 236 работ. Каждый год оргкомитет определяет новую тему для конкурса. В этом году, например, жюри оценило 44 присланные методические разработки. 34 из них - из Карелии, а еще десять - из разных российских регионов - Кировской, Ярославской и Орловской областей, а также из Республики Саха (Якутия)!
Самыми активными авторами оказались воспитатели и учителя начальных классов. Победителем в номинации «Методическая разработка учебного занятия» стала Ирина Каштанова, учитель из Шокшинской средней общеобразовательной школы (Карелия) с однопредметным разнотемным уроком, посвященным народным праздничным обрядам и цвету в произведениях живописи в пятом и шестом классах школы. В номинации «Методическая разработка внеучебного занятия» - Евгения Егорова из Пряжинской школы (Карелия) с проектом «Биржа труда». Среди лауреатов есть и педагоги регионов России. Призы для победителей предоставила «Учительская газета», за что педагогическое издание благодарили отдельно.

Миссия выполнима?!
О том, как и чем живут сельские школы, рассказывали их директора во время выступлений. Так, Марина Макарова, директор Сосновской основной общеобразовательной школы Медвежьегорского муниципального района, рассказала о миссии сельской малокомплектной школы. В 2018 году здесь ждут рекордное количество первоклассников - 11 человек. Школа на сто процентов обеспечена учителями, среди которых есть и молодые специалисты, а дети успешно справляются с ГИА и ВПР, продолжают обучение в старшей школе или обучение в средних специальных учебных заведениях.
- Школа - это не только крепкие стены и современное оборудование, но и люди, отношения и атмосфера комфортности и психологической защищенности, что немаловажно в нашей ситуации, так как 80% учащихся из малообеспеченных семей, 20% - из семей социального риска, 10% - обучающихся с ОВЗ, - рассказывает Марина Вяйновна.
А сколько добрых, искренних слов посвятила в своем выступлении Марина Макарова своим выпускникам! В мае 2017 года впервые главой Повенецкого городского поселения, к которому относится село Сосновка, выбрали выпускницу школы.
- Уже видим изменения к лучшему! Бывшие выпускники проводят праздники села, расчищают каток на озере, украшают свои дома и дворы, борются за чистоту, всем миром собирают средства на ремонт ям на дороге, на праздники, на проект местных инициатив, открывают торговый бизнес, занимаются лесом, рыбой, открывают гостевые дома. Надежды на возрождение молочно-товарной фермы тоже связываем с выпускником школы, - поделилась директор.
Еще одно выступление было посвящено жизни Кепской школы Калевальского района республики. Село, как мы уже рассказывали в №51 от 20 декабря 2016 года в материале «Печка + Интернет», находится в 500 километрах севернее Петрозаводска. Директор основной школы Марина Вдовина поделилась тем, как живет 21 ее ученик. Силами учителей досуг ребят не ограничивается только уроками - находится время для поездок, кружков, все праздники для селян проводятся в школе, ведь другого места, объединяющего жителей, нет...

Проблема + перспектива = сотрудничество
Во второй день участники встретились с председателем Рескома КРО Профсоюза работников образования и науки Карелии Евгенией Макаровой, получили консультацию ведущего специалиста отдела госаккредитации и контроля качества образования Минобра Карелии Светланы Червовой, а также обсудили возможное закрытие старших классов в школе карельского села Ведлозеро. Эта новость всколыхнула общественность всей республики.
Первый заместитель министра образования Карелии Татьяна Васильева подчеркнула, что важная для Карелии дискуссия началась. По статистике, в республике из общего числа школ половина - сельские. Из них 62% - средние общеобразовательные учреждения, то есть они реализуют программы всех трех ступеней - начального, общего и среднего полного образования. Из 68 тысяч обучающихся республики в сельских школах учатся порядка 12 тысяч человек. Татьяна Васильева не отрицает, что образование - это социальная сфера, но уверена: школа - это ресурс для развития и всей территории поселения. Так что вопрос средств и финансирования важный, но куда важнее, на что именно будут тратиться эти деньги.
- Образовательная программа, на которую мы выходим, - это общественный договор между школой и родителями, получателями этих услуг, - говорит Татьяна Васильева. - Чего хотят родители? Отсюда мы выходим и на предметы, и на объединение. Мы чего хотим? Пока мы хотим получить денег, потому что нам трудно выживать.

Не деньги правят сельским миром
...О финансировании школ в Карелии тоже говорили. Проблемы есть, и для каждой школы они свои - кто-то ждет получения нового автобуса, другие не почувствовали, что статус малокомплектности улучшил финансирование школы, третьи живут не лучше и не хуже, чем год назад, работают над текущими проблемами и делами.
День сельской школы состоялся в Карелии шестой раз. Это уникальное событие, которое позволяет коллективам рассказать о своих трудностях и радостях, получить консультацию специалистов и совет коллег.

Петрозаводск - Шуя (Прионежский район Карелии)