В одной из рецензий (см. «Учительскую газету» №11 от 13 марта 2018 г.) мы уже говорили о пособии «Контрольные работы по русскому языку. 3 класс: к учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого. - М. : Издательство «Экзамен», 2018. И вполне логично, что качественная работа имеет свое продолжение. Итак, сегодня речь пойдет о пособии «Контрольные работы по русскому языку : 4 класс. В 2 ч.: к учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык. 4 класс. В 2 ч.». ФГОС (к новому учебнику). М. : Издательство «Экзамен», 2018.
Данный сборник предназначен для тематического контроля знаний учащихся по основным разделам учебника. Он может быть использован учителями, работающими и по другим комплектам, так как основные темы курсов совпадают. Отметим, что это уже девятое издание, пособие прошло проверку временем.
Контрольные работы составлены таким образом, что позволяют проверить уровень усвоения теоретических и практических знаний учащихся по каждой отдельно взятой теме курса русского языка. Пособие содержит задания для проверки знаний, умений и навыков учащихся по изучаемым темам русского языка в 4‑м классе, повторения, проверки универсальных знаний.
Работа по формированию и совершенствованию навыков грамотной речи - важная часть работы учителя. Подвижность нормы и в то же время ее закрепленность в языке требуют особого внимания учителя к нормативной стороне речи.
Есть, например, такие задания:
1. Подбери к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные. Обозначь окончания имён прилагательных.
Полотенце, шампунь, тюль, туфля, прорубь, кофе.
Повесить голову, дать по шапке, зарубить на носу, гладить по головке.
Важно, что задания подобного плана встречаются во всех разделах пособия, работа ведется системно.
Продолжается в пособии и целенаправленная работа с текстом: восстановление деформированного предложения, текста; списывание текста с творческим и грамматическим заданием, списывание с отработкой орфограмм; редактирование текста; определение главной мысли текста, творческая работа, где дети, используя опорные слова, словосочетания, самостоятельно составляют небольшие рассказы.
Предлагаем рассмотреть некоторые типы заданий, чтобы оценить их возможность формирования умений текстообразования, а также дополнить их заданиями на предтекстовом и/или послетекстовом этапах.
Важным является формирование умения определять тип текста, поскольку от этого зависит и умение самостоятельно создавать текст. Рассмотрим пример:
1) В нашем зоопарке пополнение! Появились пеликаны. Мы с друзьями наблюдали, как эти птицы пытались поймать рыбу. Но поймать рыбу не удавалось. Она опустилась на дно маленького бассейна. (Д.Языкова)
2) Мы сели в автобус, который привёз нас в детский лагерь «Спутник-2». Почему лагерь так называется? Может быть, на территорию, где он теперь расположен, упал спутник или осколок метеорита. И в честь этого события детский лагерь получил своё название. (Я.Звёздочкина)
3) Экскурсия на страусиную ферму запомнится мне надолго. Там такие красивые страусы. У этих птиц мощные длинные ноги, маленькая головка на длинной шее. А какое красивое оперение! (В.Почиталкина)
Комментарий: предлагаем дополнить задание определением всех типов представленных фрагментов текстов, объяснить, какие признаки текста позволили определить его тип. Возможно, учащиеся самостоятельно составят карточки-напоминания, может быть, представят информацию в виде схем, рисунков.
Самый распространенный тип текста - повествование, среди признаков - наличие временной последовательности (начало действия (завязка), развитие, кульминация или развязка). Важно напомнить, что повествование может вестись не только от 1‑го лица, но и от 3‑го. Главным признаком этого типа текста является использование глагола прошедшего времени совершенного вида.
Для описания характерны конструкции, которые осложнены однородными членами. Именно они являются эффективным средством при описании какого-либо действия или предмета.
Рассуждение обязательно содержит тезис (что, собственно, доказывается в тексте? О чем идет рассуждение?). Затем несколько примеров-иллюстраций и вывод. Если текст в целом отвечает на вопросы «что?», «где?», «когда?», перед нами повествование; «какой?» или «каков?» - описание; «зачем?», «как?» - рассуждение.
Как может быть выстроена работа по формированию умений восстанавливать пропущенные части текста? Рассмотрим пример.
Допиши начало и конец рассказа по его основной части.
Гостья
Ребята для белочки решили сделать столик. Они клали на него корочки хлеба, сухие грибки, орешки. Иногда они всё это зарывали в глубоком снегу. Но у белочки хорошее чутьё. Она лапками разгребала рыхлый снег и брала угощение.
Комментарий: работа по восстановлению частей текста помогает формировать умения создавать свой текст, работать с изложением. Предлагаем вопросы и задания к тексту. Прочитайте название. Попробуйте определить тему текста. О чём будет идти речь? Прочитайте текст.
Что необычного вы заметили в построении текста? (Осталось непонятным, почему текст так назван.)
Каких частей текста не хватает? О чём они могут быть? Как должны располагаться части в тексте? (Части должны идти по порядку, то есть по развитию события.)
После выполнения таких заданий учащиеся легко справляются с расположением частей в деформированном тексте.
Вариант задания:
Спиши текст.
На даче поспела ягода. С корзинкой в руках я подошла к кусту смородины. Вдруг куст зашевелился. Оттуда доносился странный шорох. Я осторожно приподняла ветку смородины и увидела большого серого ежа. Он бродил среди кустов, наверное, искал себе еду. На даче живут полевые мышки, лягушки, а он как раз ими и питается.
Тут ёж увидел меня и зашипел. Его иголки начали как будто переплетаться между собой. Ёжику явно не понравилось моё присутствие. Чтобы его не беспокоить, я отошла от него подальше и стала уже издалека наблюдать за своим гостем.
Какое-то время он сидел неподвижно, потом, осмелев и видя, что опасность миновала, продолжил свои поиски.
(По Д.Языковой)

Укажи предложение, которым можно закончить данный рассказ.
1. Эта история произошла на нашей даче.
2. Ёж - это лесное животное, но в голодный год его можно увидеть и рядом с человеком.
3. Потом ещё не один раз я видела ежа на нашей даче.
Следующий тип заданий позволяет определять микротемы в тексте.
Спиши текст, употребляя имена прилагательные в нужной форме, - так сформулировано задание. Попробуем дополнить его.
Чай с клюквой
(Кислый) и очень (полезный) для здоровья ягода клюква растёт в болотах. Её называют царицей болот. Собирают её (поздний) осенью. Самая (хороший), (сладкий) клюква бывает весной, когда она пролежала (холодный) зиму под снегом. (Весенний) (красный) клюкву парят в горшочках и пьют с ней чай. Мы это пробовали. Этот кисловатый напиток очень даже хорош в жаркие дни. А какой замечательный кисель бывает из (сладкий) клюквы! И ещё клюкву считают лекарством от всех болезней. Морс из клюквы помогает нам выздороветь, если мы заболели. Клюква - очень (полезный) ягода.
(По М.Пришвину)

Комментарий: предлагаем учащимся выписать микротемы данного текста, ответив на вопросы: почему текст называется «Чай с клюквой», а не «Клюква»? Что еще можно приготовить из этой удивительной ягоды? В чем ее польза?
Отметим, что в пособии встречаются и «обратные» задания: по данным микротемам - пунктам плана предлагается записать текст:
1. Снежный комочек - это заяц-беляк.
2. Рябую спинку не заметишь в листве.
3. Тигра спасают полоски.
4. Морской житель, умеющий менять цвет.
О связности текста можно говорить, используя упражнения и задания такого плана, например:
Запиши, заменяя выделенные слова местоимениями. Укажи лицо местоимений.
В нашей школе большая библиотека. В библиотеке много интересной и познавательной литературы. Денис взял в библиотеке журнал о великих путешественниках. Из журнала мальчик узнал об открытии Америки Христофором Колумбом.
Комментарий: смысловая связность текста обеспечивается единством темы, основной мысли и последовательным развитием основной мысли. Для развития мысли в тексте каждое последующее предложение должно опираться на предыдущее предложение. Напоминаем также учащимся, что местоимения заменяют названия предметов, явлений и живых существ, так мы избегаем повторов в речи.
Так, нарицательное существительное, обозначающее предмет, - библиотека - может быть заменено во втором предложении личным местоимением ней.
Формированию умений анализировать изобразительные средства языка можно уделять время на каждом уроке, особенно при работе с текстами-описаниями, фрагментами произведений художественной литературы. Например:
Однажды во время полёта позавидовал Вертолётик большим крыльям Самолёта. Вскоре вздумали они приземлиться.
Вертолётик прямо из облаков опустился на землю. А Самолёт над ним кружит и приговаривает:
- Вот у тебя первое преимущество! Мне, чтобы сделать посадку, надо к ней готовиться заранее - начинать снижаться. А сяду, так ещё и пробежку длинную делать приходится.
Посидел Вертолётик, подскочил, как воробей, и полетел.
- Вот тебе и второе преимущество! Мне не меньше километра разбегаться надо, иначе от земли не оторваться.
(По Г.Юрмину)

Подчеркни в тексте местоимения. Укажи их падежи. С чем сравнивает автор Вертолётик? Выпиши из текста предложение, подтверждающее твой ответ.
Комментарий: напоминаем учащимся, что текст художественного стиля речи отличает использование сравнений, метафор (олицетворений), эпитетов. Какие средства создания образов мы видим в этом тексте? Почему сравнение Вертолетика с воробьем не кажется странным в этом фрагменте? А с чем (с кем) вы сравнили бы другого персонажа этого текста? Почему?
В качестве интересного подхода отметим использование элементов технологии развития критического мышления, например использование приема «верные/неверные суждения».
Укажи способы проверки безударного падежного окончания имени прилагательного в единственном числе.
1. Проверить окончание имени прилагательного по окончанию вопроса, на который оно отвечает.
2. Определить род и падеж имени прилагательного по роду и падежу имени существительного, к которому оно относится. Вспомнить, какое окончание пишется.
3. По спряжению глагола.
4. Подобрать имя прилагательное в том же падеже, роде, но с ударным окончанием.
Комментарий: данное задание требует умения критически воспринимать информацию. Хорошо (но может вызвать трудности у учащихся), что не указано количество правильных ответов. Поэтому на этапе отработки умения рекомендуем не только указывать варианты ответа, но и аргументировать позицию.
Вот именно примером задания на формирование критического мышления хочется закончить данную рецензию. Нет ничего традиционнее правил о написании «жи/ши». Но дело ведь не столько в них. Изучая систему языка, мы формируем не только и не столько правописные умения, посредством речи мы формируем мышление. И здесь хотелось бы сохранить традиции.

​Ирина ДОБРОТИНА, учитель русского языка московского культурологического лицея №1310, научный сотрудник Центра филологического образования ФГБНУ ИСРО РАО, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2002, кандидат педагогических наук