Модераторами семинара выступили Галина Скударева, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой педагогики ГГТУ, и директор школы №11 Марина Азарова. Поводом послужило весьма значимое совместное событие в жизни университета и школы, с которой у ГГТУ установились настоящие партнерские отношения. Сегодня это социально-педагогический семинар-практикум «Наставники - молодым!».
Практика социокультурного взаимодействия в системе «вуз - школе» - одном из приоритетных направлений в профессиональной деятельности ректора ГГТУ Надии Юсуповой - весьма успешна. «Учительская газета» №50 от 12 декабря 2017 года в статье «В поисках идеального учителя» уже представляла опыт совместного сотрудничества, рассказывая об уникальном проекте «10‑й «У»: педагогический класс ГГТУ», реализуемом в школе №11 Электростали, инициированном начальником управления образования городского округа Еленой Митькиной. Уникальность его заключается в осуществлении каждодневной реальной педагогической практики учащимися 10‑го «У» педагогического класса, которая организована в рамках урочной и внеурочной деятельности в самых разных формах: интерактивные занятия педагогической направленности и психологические тренинги с профессиональным психологом - преподавателем вуза, реализация проекта «Я - супердублер» (профессиональные пробы трайскилз в начальных классах, проводимые учащимися педкласса под руководством тьюторов - учителей начальных классов), волонтерская практика «Яркие люди» и многое другое, что органично вписывается в очерченную траекторию педагогической мотивации сегодняшних десятиклассников - будущих новых учителей XXI века.
Здесь уместно оговориться, что период с момента планирования педкласса до сегодняшних дней весьма недолог - чуть меньше года, но сколько всего сделано, причем больше сверхпланового, продиктованного общественными потребностями, социальным заказом и неподдельным профессиональным интересом! Параллельно с реализацией педагогической деятельности десятиклас­сников проведены презентация проекта ГГТУ по подготовке новых педагогических кадров для Подмосковья руководителям территориальных органов управления образованием, областной семинар руководителей образования Подмосковья, консультационные обучающие мероприятия для директоров школ г. Орехова-Зуева, Павловского Посада и др., которые доказали жизнеспособность и перспективность данного проекта. В январе изучать и перенимать опыт приехала модератор педагогического класса лицея №57 Ростова-на-Дону Галина Нестеренко.
- Все активнее в образовательном сообществе употребляется и обсуждается понятие «непрерывное педагогическое образование, - отмечает Галина Михайловна. - На первый взгляд ничего нового: преемственность, системность и последовательность - это главные дидактические принципы, которые выверены теоретическими изысканиями и подтверждены многолетней успешной педагогической практикой.
Но, как говорят, «…новое время - новые песни!». Термин «непрерывное педагогическое образование» обретает новое звучание, понимание и осмысление в новом образовательном пространстве и инновационной образовательной среде, к сожалению, при этом обнаруживая существующие и требующие незамедлительного решения, но пока еще не до конца решенные педагогические проблемы: морально устаревшую технологическую организацию обучения в педагогических вузах, низкую практико-ориентированность основных образовательных программ, их оторванность от реалий общего образования, слабую вовлеченность работодателей в образовательный процесс.
- Государственный гуманитарно-технологический университет в сложившихся реалиях осуществляет поиск новых смыслов педагогики, - подчеркивает заведующая кафедрой педагогики ГГТУ Галина Скударева, - все более вооружаясь новыми идеями и инновационным инструментарием для выбора собственной траектории достижения оптимальных результатов в деле подготовки нового учителя. Новые вызовы инициировали новый концептуальный подход в подготовке педагогов - вместо подготовки к профессии подготовка в профессии.
Уровневая, ступенчатая система непрерывного педагогического образования предусматривает создание нового сопровождения и управления жизненным циклом профессии «учитель»:
1. Педагогические убеждения - формирование педагогической мотивации школьника на этапе профориентации в школе.
2. Педагогические устремления - реализация непрерывной педагогической практики в вузе.
3. Педагогическая траектория - постдипломное разноаспектное сопровождение молодого учителя.
Педагогический класс ГГТУ в данной триаде и является инструментарием формирования педагогической мотивации школьника на этапе профориентации в школе с целью развития педагогических убеждений. А что же дальше?
Новые социально-педагогические вызовы по формированию педагогических устремлений будущего учителя и выстраиванию педагогической траектории молодого специалиста в школе диктуют необходимость поиска новых форматов. По мнению преподавателей вуза, базовая кафедра непрерывного педагогического образования - оптимальная образовательная структура, которая удовлетворит интересы и потребности заинтересованного педагогического сообщества и закольцует все три уровня-ступени в жизненный цикл профессии «учитель».
Социально-педагогический семинар-практикум «Наставники - молодым!» - плановое мероприятие кафедры, яркий пример и подтверждение взаимодействия педагогических поколений: будущего учителя - ученика педкласса, студента ГГТУ, молодого учителя и мастера-наставника. Каждый студент ГГТУ нашел для себя в его программе полезное и главное: мастер-классы, образовательный экскурс по школе, серию открытых уроков с полемическим анализом, обмен восторженными и одновременно дискутивными мнениями… Анализируя более подробно актуальность и своевременность предложенного содержания, необходимо расставить акценты на социальном и педагогическом контекстах.
Директор школы Марина Азарова презентовала собственный опыт по проектированию траектории горизонтального и вертикального профессионального роста педагога в современной школе: ученик педагогического класса - студент педагогического вуза - молодой педагог - молодой руководитель с убедительными доказательствами того, что гражданину ХХI века, а тем более педагогу-руководителю, необходимы навыки управления проектами и процессами, навыки деятельности в условиях сложности и неопределенности, навыки осознанной и ответственной деятельности, навыки лидерства, наконец. При этом еще и необходимы сформированные личностные базовые качества: инициативность, упорство и настойчивость в достижении цели.
Ксения Кошелева, молодой специалист, учитель английского языка, участник областного конкурса «Дебют года»-2017, представила интер­активную презентацию применения на уроках английского языка технологии образовательного квеста. Анна Левченкова, заместитель директора по научно-методической работе, учитель английского языка высшей квалификационной категории, победитель городского конкурса «Учитель года»-2016, продемонстрировала участникам семинара опыт проведения методического семинара по английскому языку.
Мастер-классы К.А.Кошелевой и А.С.Левченковой побудили наших студентов задуматься не только об освоении узкопредметных компетенций, но и об овладении навыками мультикультурности и открытости, эффективной коммуникации и, что очень важно, о развитии навыков участия в конкурсных движениях.
Ну а далее в ходе семинара сложилась на первый, поверхностный, взгляд противоречивая, казалось бы, парадоксальная ситуация, когда свое педагогическое электронное портфолио презентовал студентам и преподавателям вуза ученик 10‑го «У» педагогического класса Никита Ситников, будущий учитель истории и обществознания. Сегодняшний десятиклассник - будущий педагог очень открыто и доступно рассказал всем присутствовавшим о содержании разделов портфолио и о том, как он осуществляет подбор материалов в разделы «О себе», «Достижения», «Блог», «Публикации», «Методические разработки уроков в рамках профессиональных проб». Показательно, что его портфолио действует на платформе Edumsko. В конце своего выступления Никита предложил студентам помощь в разработке электронного портфолио, что вызвало весьма недвусмысленное оживление в зале.
Следующие в программе семинара - открытые уроки наставников и молодых педагогов школы с использованием сингапурских технологий. Самое замечательное при этом - учениками стали студенты вуза, которые, объединившись в команды-группы, включились в процесс учения и постигали программный материал различных предметов. Их реальное участие в образовательном процессе, а не наблюдение со стороны, позволило весьма откровенно, открыто и предметно осуществить анализ увиденного и познанного, подводя итоги семинара по схеме 3 «п»: понял, применю, поделюсь. И, конечно же, нельзя не отметить, что семинар проходил в современной цифровой среде с использованием всевозможного современного IТ-инструментария.
Очевидно главное: если перевести процесс подготовки педагога в профессии в нужный, требуемый формат, то в результате и получится ступенчатое, уровневое, системное и последовательное, то самое непрерывное педагогическое образование, которое должно обеспечить количественную и, самое главное, новую качественную характеристику современного учителя.
Данный процесс обретает выстроенную, выверенную педагогическую траекторию, а ее научно-практическая заданность и направленность регулируются и обеспечиваются базовой кафедрой университета согласно стратегическим конструктам современного образования Подмосковья. В связи с вышесказанным все большую актуальность приобретает известное: «Уча других, учусь я сам. И нет предела совершенству!»

Электросталь - Орехово-Зуево, Московская область