Однако важность комплексного подхода очевидна. При составлении индивидуального плана занятий с каждым конкретным ребенком педагоги учитывают его интеллектуальный и психофизический уровень развития, а затем подбирают подходящую группу. Это очень важный момент, потому что именно в группе ребенок учится взаимодействовать с другими детьми. Правда, есть родители, которые опасаются влияния других детей, некоторые пытаются диктовать свои условия по формированию групп, а третьи настаивают на индивидуальных занятиях.
Но, как показывает многолетний опыт работы, неоценимую пользу ребенку все-таки приносят комплексные занятия, когда на помощь приходит не один специалист, например учитель-дефектолог, а проводят занятия и логопед, и педагог-психолог.
Возможно, трудности выбора родителей связаны отчасти с неведением относительно того, чем занимается психолог, а также чем дефектолог отличается от логопеда.
Педагог-психолог делает упор на развитие эмоциональной сферы. Психолог не только поможет снять психоэмоциональное напряжение, но и научит ребенка преодолевать негативные состояния, чувствовать настроение, познавать свои ощущения и переживания, что в дальнейшем помогает понимать свою схожесть и свое отличие от других людей.
Учитель-дефектолог работает прежде всего над мышлением ребенка, над его способами познания мира, вниманием, памятью. В игровой форме предлагает малышу найти способ проявить свое восприятие окружающего мира, высказать свои мысли. Ведь для ребенка игровая деятельность является основной. Педагог располагает разнообразием профессиональных методов работы, направленных на улучшение развития памяти и речи.
Логопед не занимается с детьми до трех лет, так как действительно основной его задачей является постановка правильного произношения, а малыши до этого возраста еще, как правило, не разговаривают. Но все же торопиться отказываться от услуг логопеда не стоит, даже если родители считают произношение ребенка безупречным. Занятия у этого специалиста не менее важны и интересны. Так же как и учитель-дефектолог, логопед предлагает «поиграть». Малыш узнает больше сказок и сказочных героев. Он научится различать по признакам времена года, величину и количество предметов, какие бывают цветы, овощи и фрукты, животные и птицы. Играя, разбирая сказки, он много раз будет вместе с педагогом четко проговаривать буквы и слова.
Все занятия в нашем центре проводятся в игровой форме, и, играя, ребенок учится. Игра, направленная на развитие способностей и устранение нарушений в развитии, может быть полезной только в комплексе по нескольким направлениям - это и коррекция эмоционально-волевой сферы, и развитие мышления, и исправление речевых нарушений. Комплексный подход позволяет добиться положительного результата в развитии особого ребенка.

​Елена НЕЛЮБИНА, заведующий психолого-педагогическим отделением №2 Центра социальной реабилитации инвалидов Выборгского района, Санкт-Петербург