Тем, к слову, было предостаточно. На дискуссионных площадках, которых насчитывалось девять, затрагивались вопросы влияния родителей на формирование современной образовательной среды, участия родителей в поддержке и выявлении одаренных детей, понимания родителями своей роли проводников здорового образа жизни и т. д. Модераторами секций выступали эксперты из различных вузов страны, институтов повышения квалификации, а также представители бизнес-сообщества, врачи, специалисты IT-сферы и т. д. Поэтому на многих площадках выстраивался активный и продуктивный диалог.
Одной из самых посещаемых стала секция, на которой можно было узнать, какова финансовая грамотность современных школьников и какими могут быть «финансовые» отношения в семье. В частности, как заметила заместитель управляющего Отделением по Ленинградской области Северо-Западного управления Центрального банка РФ Ольга Васильева, в целом уровень финансовой грамотности в России довольно низкий. Только каждая четвертая семья ведет учет своих расходов. Только треть населения задумывается о будущем пенсионном обеспечении, а более 20% населения считает, что выплаты по кредитам необязательны. Что касается школьников, то их познания относительно финансов не слишком глубоки, но и не слишком поверхностны. Например, в 2012 году российские дети по уровню финансовой просвещенности оказались на 10‑м месте из 18. Правда, такие показатели все равно говорят о том, что в этом направлении нужно еще расти и расти.
Примером положительной практики решения вопроса, по мнению специалистов Центробанка, может служить сотрудничество с комитетом общего и профессионального образования Ленинградской области. В рамках подписанного соглашения только в 2017 году в образовательных организациях региона было проведено 246 уроков для старшеклассников. Также в летний период банкиры приезжали в 25 детских лагерей, чтобы провести там увлекательные деловые игры. Нужно заметить, что детям такие встречи очень нравятся. К примеру, как рассказал директор тосненской гимназии №2 Валерий Макарский, с 1 сентября 2017 года при поддержке Центробанка в школе реализуется проект «Основы финансовой грамотности». Почти на каждом занятии ребята задают любопытные вопросы, поскольку им интересно общаться с профессионалами в банковской сфере, экономистами и менеджерами.
- На мой взгляд, наши дети могли бы быть более просвещенными в вопросах финансовой грамотности, если бы могли оперировать какими-то карманными средствами. У большинства детей просто нет такой возможности. Они имеют то, что предлагают им родители, если, конечно, предлагают, - считает Валерий Макарский. - Но пониманию того, как распоряжаться финансовыми средствами, учить нужно. Причем не только детей, но и родителей. Нужны разговоры в семье на темы, как достаются деньги, за что платят зарплату, как поощряют, что нужно для того, чтобы достойно зарабатывать и т. д. Важно при этом, чтобы родители не единожды повторяли детям, что только хорошее образование может помочь стать востребованным и высокооплачиваемым специалистом.
Интересной получилась беседа и на секции, посвященной участию родителей в управлении образованием. Как рассказал один из экспертов, председатель родительского совета Ленинградской области Рудольф Юрченко, сегодня управляющие советы работают практически во всех образовательных организациях региона. И отрадно, что на такой масштабный форум приехали делегаты из разных городов Северо-Западного федерального округа, создав большую концентрацию энергичных и компетентных людей. Компетентность - это вообще очень важная составляющая не только в работе в управляющем совете, но и в воспитании детей. Компетентный человек, например, менее подвержен правовому нигилизму. По крайней мере, он точно знает, что согласно Закону «Об образовании в РФ» за воспитание и обучение детей отвечают прежде всего родители.
- Иногда люди ошибочно предполагают, что главная задача управляющего совета - заниматься школьной инфраструктурой, - пояснил Рудольф Юрченко. - Однако инфраструктура должна быть заботой местных властей вкупе с властью региона. При этом бывает так, что выражение какой-то общественной инициативы подталкивает к тому, чтобы процесс улучшения инфраструктуры шел динамичнее, эффективнее. Кооперация родителей, руководства школы и местной власти обязательно должна быть. В тяжелые нулевые годы благодаря этой кооперации многие школы и школьные кабинеты были отремонтированы. Сегодня эта проблема не является острой, потому что в Ленинградской области, например, реализуется программа реновации школ, детских садов и учреждений СПО. Эта программа, по сути, является новаторской, потому что таких примеров в других регионах России нет.
На мой взгляд, сегодня для тех, кто работает в управляющем совете, основной целью становится возвращение в школу важных нравственных установок. Мы хотим, чтобы дети были вовлечены в учебный процесс. А как этого добиться, если не примером родителей? Если папа сидит на диване и говорит: «Да плюньте вы на эту школу», то какое отношение у ребенка будет к школе? Все идет из семьи. Семья и школа не могут существовать раздельно. Школа - это тот институт, где на ребенка еще можно влиять, поэтому задача управляющего совета в том числе проявить неравнодушие к тому, кого мы получим завтра на выходе из школы.
Члены родительского комитета или совета нередко жалуются на то, что очень трудно привлечь родителей к работе в школе. По мнению Рудольфа Юрьевича, эта проблема актуальна, может быть, для городских школ, но для сельских учреждений она не свойственна. Наоборот, в сельской школе сотрудничать с родителями проще. Директор школы в сельской местности по-прежнему авторитет. К нему прислушиваются и понимают, что учитель плохого не посоветует.
- Мне кажется, что когда говорят о трудности вовлечения родителей, это в первую очередь показатель работы в самой школе, - убежден Рудольф Юрченко. - Но универсальных рецептов, как правильно организовать работу с родителями, не существует. На самом деле здесь хороши все средства. Но ключевые составляющие таковы: активная родительская общественность, директор школы, который заинтересован в здоровом климате внутри организации, и классный руководитель. И роль классного руководителя стержневая. Он главный координатор и умелый дипломат. Если диалог и сотрудничество получаются, то часто люди, у которых дети уже окончили школу, все равно остаются в управляющем совете и приносят много пользы образовательной организации. Кроме того, для многих важны результаты, которых они хотят добиться, будучи в управляющем совете школы. И то, что человек, который в проблеме не один год, не отвернулся от этого, а продолжает работать, нужно ценить. У нас были случаи, когда благодаря управляющим советам в Законодательное собрание Ленинградской области был внесен ряд инициатив. В принципе, в компетенции управляющего совета вносить предложения по изменению образовательной программы, режима работы образовательной организации и т. д., но в этом случае всегда нужно понимать, какие последствия эти изменения принесут, улучшат ли они работу школы, помогут ли детям.
Как заметил Рудольф Юрченко, острые, но конструктивные дискуссионные моменты, возникавшие на родительском форуме, еще раз продемонстрировали: неравнодушных людей много, и им очень важно, какими вырастут их дети.

Ленинградская область