Любовь ДУХАНИНА, заместитель председателя Комитета по образованию и науке Государственной Думы РФ, член Центрального штаба ОНФ:
- Мы давно добиваемся изменения существующего подхода к организации охраны здоровья детей как в Государственной Думе, так и на площадках Общероссийского народного фронта.
Охрана детского здоровья - одна из обязательных функций образовательной организации. При необходимости в школе ребенку должна быть оказана своевременная и профессиональная медицинская помощь. Однако, по данным опроса, проведенного фондом «Национальные ресурсы образования», только 52% из 3,5 тысячи опрошенных родителей сообщили о том, что их ребенок регулярно проходит медосмотр и/или диспансеризацию, 84% - о том, что в школе есть медицинский кабинет.
Если решение о том, что первую помощь ученикам будут оказывать педагогические работники, будет принято, то мы должны четко понимать, как это будет реализовано. Требуется разработать порядок организации обучения педагогических работников, определив в том числе, кто может проводить обучение и какими документами это обучение должно быть подтверждено. При этом наличие необходимых навыков у педагога не исключает присутствия в школе медработника. Он должен находиться в образовательном учреждении в течение всего времени, пока там находятся дети, как в ходе уроков, так и во время занятий в кружках и секциях.
По данным мониторингов ОНФ, проводимых совместно с фондом «Национальные ресурсы образования», именно медработнику готовы предоставить данные о здоровье ребенка абсолютное большинство респондентов - 83%. 48% готовы предоставить эту информацию классному руководителю, 46% за то, чтобы данные были у учителя физкультуры, 23% готовы поделиться ими с директором школы, 13% - с завучем. Только 2% родителей сообщили о том, что их обязывают сдавать медицинскую карту в школу, хотя они против этого.
В любом случае специалист, ответственный за жизнь и здоровье учащегося, должен быть осведомлен о наличии у него каких-либо заболеваний. Тем более о тех, которые могут усугубиться в образовательном процессе, а также в результате физических нагрузок. А к занятиям спортом ученики должны допускаться только при наличии медицинского заключения. Мы планируем последовательно реализовать законодательные инициативы, нацеленные на гарантированную защиту здоровья учащихся, которая является одной из ключевых задач Десятилетия детства, объявленного президентом.

Геннадий САРАЕВ, уполномоченный по правам ребенка в Республике Карелия, Петрозаводск:
- Педагоги, обучаясь профессии в вузе, должны проходить обучение по оказанию первой помощи. По крайней мере, когда я учился в педагогическом университете, мы в течение года проходили курс медицинской подготовки со сдачей экзамена. Считаю, что сейчас этот курс требуется не только педагогам, но и всем специалистам, работающим в детских коллективах. Нет ничего важнее, чем оказание медицинской помощи ребенку в первые минуты после травмы или при проявлении опасного для здоровья симптома заболевания, например при эпилепсии. Понимаю, что возможно сопротивление педагогического сообщества, которое рассматривает этот законопроект как дополнительную неоплачиваемую нагрузку на специалиста. Но речь все же идет о жизни и здоровье ребенка, и, как я уже говорил, каждый взрослый, работающий с детьми, должен уметь оказывать первую помощь, не всегда рядом будет медицинский работник или подготовленный специалист, например офицер МЧС или Росгвардии.

Лариса ХРАМЕЕВА, советник председателя Российского Красного Креста, директор Ресурсно-образовательного центра РКК по первой помощи:
- Дети более активны и любознательны, чем взрослые, у них снижено чувство опасности, поэтому и травмы они получают более тяжелые.
По данным Всемирной организации здравоохранения, дети и подростки погибают от несчастных случаев гораздо чаще, чем от болезней. Такой результат - следствие физиологических и психологических особенностей развивающегося организма. Около четверти пострадавших в результате полученных травм детей даже после лечения в стационаре оказываются предрасположенными к утрате трудоспособности в зрелом возрасте.
В школе ребенок может получить травму во время урока, во время перемен, до и после занятий, в коридорах, столовых, школьных дворах. Уроки физического воспитания зачастую приводят к травмам, помимо этого у ребенка может произойти обострение хронического заболевания. И здесь, конечно же, первыми помощниками медиков являются педагоги. Их правильное поведение, вовремя и грамотно оказанная помощь являются залогом успеха, и родителям необходимо предоставлять информацию о состоянии здоровья ребенка, его хронических заболеваниях.
В связи с этим тема оказания первой помощи детям в школьных и дошкольных учреждениях очень актуальна. Предложенный законопроект устанавливает обязанность педагогических работников по оказанию первой помощи, кроме того, важно, что предусматривается введение особого порядка допуска школьников к занятиям физкультурой и спортом, а также обязанность родителей сообщать образовательному учреждению о состоянии здоровья ребенка, если его образование требует особых условий обучения.

Виктория ДОЛГОПОЛОВА, директор школы №110 Нижнего Новгорода:
- Мы очень хорошо относимся к этой инициативе. Более того, мы уже заранее, не дожидаясь команды сверху, обучили всех педагогов на курсах оказания первой помощи. Эти навыки нужны всем взрослым людям, не только педагогам. Потому что чем больше людей будут обучены основам первой помощи, тем меньше будет грустных последствий травм или несчастных случаев, от которых, к сожалению, никто не застрахован. Кстати, никто из педагогов не был против обучения, мы, люди взрослые, понимаем, как важно в трудную минуту не растеряться и сделать все грамотно и быстро. Знаю, что во многих странах эти навыки являются обязательными для всех педагогов, без соответствующего сертификата они не допускаются до работы с детьми.

Николай ТЕРЕНТЬЕВ, директор елань-коленовской школы №2 Новохоперского района Воронежской области:
- Сегодня в школах уже есть много разных курсов, которые обязаны пройти работники образования. Например, учителя, сопровождающие детей во время подвоза, должны пройти специальные курсы по безопасности дорожного движения. Обучение очень дорогое, требования высокие. Но самое интересное, что организуют всю эту подготовку люди, совершенно непричастные к образованию, а занятия проводятся дистанционно. Даже если человек окончит какие-нибудь курсы, это не гарантирует получения качественных знаний. Например, как дистанционно обучить педагогов оказывать первую помощь? Другими словами, все эти очередные инициативы могут перерасти в обычный формализм и дополнительные нагрузки на учителей.
За любые курсы школа должна будет заплатить, если не сама организация, то муниципальный бюджет. С другой стороны, у нас в школах есть медкабинеты, есть медицинские сестры и врачи. Поэтому для чего дополнительно учить учителей, если есть профессионалы, обязанные оказывать эту первую помощь, непонятно.

Елена К., учитель начальных классов, Великий Новгород:
- Я училась в пединституте 25 лет назад, и у нас был обязательный курс оказания первой медицинской помощи. Но мы по этому курсу сдавали только зачет. Причем зачет ставили и просто за теоретические знания. Поэтому из 105 моих однокурсниц только 10‑12 человек реально умели сделать укол или искусственное дыхание. Я не знаю, учат ли этому сейчас в педвузах и как учат. Если законопроект одобрят, мне непонятна степень ответственности. Если ты старался, но не смог оказать помощь (все же педагог не медик), то какое наказание последует? И где граница: что педагогу можно сделать в экстренной ситуации, а что нет? Ведь травма - понятие широкое. Или, к примеру, если у школьника случился сердечный приступ, а симптомы такие, как при защемлении позвоночника, педагог, не обладая достаточными медицинскими знаниями, может навредить ребенку своими действиями. Мое мнение: учитель может оказать несложную первую помощь, но все же отвечать за ситуацию в целом, и юридически тоже, обязана школьная медсестра. А сестер нет! Это острейшая проблема. Медсестры сидят в школах в лучшем случае половину дня, а остальные полдня подрабатывают в поликлиниках и больницах.

Алевтина СОБОЛЕВА, мама пятиклассницы, Санкт-Петербург:
- Я категорически против этой инициативы! Каждый должен заниматься своим делом. Сколько можно нагружать учителей тем, что не входит в их прямые обязанности! Для того чтобы уметь оказать первую помощь, все-таки нужен навык. При серьезной травме учитель, скорее всего, растеряется, потому что нечасто с этим встречался. А если он ошибется? А если от этой ошибки ребенок умрет? В школах весь день должна находиться медсестра или врач! Тем более после занятий, потому что после уроков много детей занимается в кружках и спортивных секциях.