Надо сказать, в последнее время официальные кинематографические круги не жалуют Вуди Аллена. Ни одной номинации на «Оскар» и «Золотой глобус», холодный прием со стороны критики. Пожалуй, только Indie Wire, Entertainment Weekly, The Observer и еще несколько крупных изданий дали положительную оценку новой работы мастера. На известном ресурсе Rottentomatoes у картины рейтинг 46% (средний балл: 5,9 из 10).
Тем не менее фильм хорош уже тем, что в нем раскрыла новые грани своего таланта Кейт Уинслет, победившая в Hollywood Film Awards в номинации «Лучшая актриса». Да и Джеймс Белуши, у которого, похоже, открылось второе дыхание, отлично справился с ролью обывателя, в котором дремлют его собственные демоны. Если копнуть поглубже, трудно сказать, за что этот фильм можно не любить. Ну разве за нехватку оптимистичного взгляда на жизнь.
1950‑е годы. Полуостров Кони-Айленд на юге Бруклина. Парк аттракционов, ставший семейной гаванью (отнюдь не тихой из-за постоянных выстрелов в тире) для потрепанного жизнью Хампти (Джеймс Белуши) и несостоявшейся актрисы Дженни (Кейт Уинслет). С ними живет Ричи (Джек Гор), сын от первого брака, беззаветно влюбленный в синематограф и склонный к пиромании.
Расставшись с иллюзиями и простив своих обидчиков, чета поддерживает умеренный темп существования. Все как у людей.
Любви и страсти особой нет, скорее взаимовыгодный союз осознавших ограниченность своих возможностей немолодых людей. Вид на колесо чудес, открывающийся из их квартиры, - некая ирония судьбы. В конечном счете гигантский аттракцион в качестве фона не лучше и не хуже каких-нибудь заводских труб.
Хрупкое равновесие в одночасье разрушается с приездом Кэролайн (Джуно Темпл), дочери Хампти от первого брака, и с появлением на горизонте Мики (Джастин Тимберлейк), обаятельного сценариста, подрабатывающего спасателем. Кэролайн, сбежавшая от отца и нормированной жизни к гангстерам, теперь скрывается от мужа-мафиози, идущего за ней по пятам, а сердцеед Мики кружит голову Дженни, пробуждая в женщине, стоящей на пороге сорокалетия, не только забытые чувства, но и желание блистать в свете софитов.
Сценарий Вуди Аллена, разыгранный как трехактная пьеса, напоминает нам «Трамвай желание» Элиа Казана, вышедший в 1951 году. Есть что-то в Джинни от Бланш Дюбуа, сыгранной блистательной Вивьен Ли. Атмосфера разочарования и тоски по упущенным возможностям в «Колесе чудес» также перекликается с темой известной пьесы Теннесси Уильямса. Даже названия несут в себе родственную иронию, если задуматься. Впрочем, по словам самого режиссера, не нужно искать прямых оммажей великому драматургу, зато можно говорить о его влиянии на все снятые им фильмы, если не считать комедий. Другой классик американской драматургии, которому автор выражает признательность, - Юджин О’Нил. Не зря начинающий сценарист Мики к месту и не к месту бравирует знанием его творчества.
Можно сказать, что история автобиографична. Во-первых, это любимый режиссером Бруклин, который он часто показывал в своих фильмах. Во-вторых, детство Вуди Аллена проходило недалеко от парка развлечений на Кони-Айленд, и он застал как лучшие дни парка, когда он был невероятно популярным местом досуга, так и период его упадка, когда аттракционы стали покрываться пылью, а народная тропа в мир дешевых развлечений начала зарастать. Можно сказать, что парк развлечений - метафора жизненного пути человека - от эйфории юности до разочарованности зрелого возраста.
«Колесо чудес» - трагикомичная история, в которой больше трагизма, чем комизма. Она вполне укладывается в русло, намеченное такими работами Вуди Аллена последних лет, как «Мечта Кассандры», «Жасмин» и «Иррациональный человек». Человек, его мечты и судьба.
Поклонники Вуди Аллена явно в накладе не останутся, ведь их ждут диалоги, которыми традиционно богаты его картины. Правда, остроумия в них поубавилось, стало больше сарказма. Пружины конфликтов срабатывают четко, действие не провисает. Неотвязность прошлого, адюльтер, соперничество молодости и зрелости, чеховское ружье в виде мафии, плач по разрушенной жизни - все это является залогом насыщенного действия. За счет драматургической проработанности наблюдать за развитием сюжета очень интересно. Мы вроде знаем, что все кончится не очень хорошо, но как именно - остается догадываться. Кажется, это что-то напоминает. Не жизнь ли?!
Один из сюрпризов «Колеса чудес» - колоритные мафиози, сыгранные актерами известного сериала «Клан Сопрано».
Важно отметить работу оператора Витторио Стораро, работавшего в свое время с Бернардо Бертолуччи, Фрэнсисом Фордом Копполой, Дарио Ардженто и другими великими режиссерами. Именно он создает особую атмосферу сказки, когда из всей рутины на миг проблескивает свет. Луч света в царстве разочарований. Из этого следует не сказать что новая мысль: «Счастье - в мгновении», Carpe diem. Мы требуем от жизни смысла, тогда как, быть может, достаточно найти в ней красоту и наслаждаться ею. Пока есть такая возможность.