Это первая самостоятельная режиссерская работа Греты Гервиг, сыгравшей в нескольких фильмах Ноа Баумбаха и написавшей сценарии к ним. Зритель, которому нравятся «Милая Фрэнсис» и «Молодая женщина», не будет разочарован. Героиня Сирши Ронан - девушка-подросток в стадии самоопределения. Она ищет точки соприкосновения с миром, стараясь при этом не потерять себя. Очень популярный персонаж в независимом американском кинематографе последнего десятилетия.
«Милая Фрэнсис»» и «Госпожа Америка» Ноа Баумбаха, «Беззаботная» Майка Ли, пусть это и британская картина, - отличные примеры подобного кино. Главное, что объединяет героинь этих фильмов, - верность своей мечте и нежелание «прогибаться под изменчивый мир».
Но вернемся к дебюту Греты Гервиг. Кристину - Леди Бёрд - не устраивает всё: финансовые возможности родителей, затрапезность родного Сакраменто, перспектива учиться не в самом престижном колледже, а главное - оказаться в отрыве от прогрессивной нью-йоркской тусовки. Она терпеть не может свою мать, на которой, сказать по совести, держится порядок в доме, не очень ладит с братом. Единственный близкий ей в семье человек - отец, да и то лишь потому, что сговорчив и потакает ее капризам. У девочки сильное воображение, и зачастую она выдает желаемое за действительное.
А теперь, чтобы у вас не сложился образ избалованной эгоистичной девчонки, представьте, что Леди Бёрд очень обаятельна и трогательна. Она влюбляется, первый раз разочаровывается, снова влюбляется, ссорится с подругой и мирится. Она вправду пытается что-то доказать этому миру, вырваться из тесного для размаха ее крыльев Сакраменто. Да и кому, сказать по совести, будет интересен подросток, сразу примирившийся с существующим порядком вещей и безропотно склонивший голову?!
Сирша Ронан, звезда «Бруклина», «Отеля Гранд Будапешт», «Милых костей» и других известных фильмов, здесь воплощает типичный для любого человека этап развития, облекая его в яркий и оригинальный образ. С одной стороны, Леди Бёрд - неформал, с другой - она не сливается с пестрой толпой предсказуемо бунтующих подростков, зачастую не понимающих смысл выдвигаемых ими лозунгов. Из пубертатной рефлексии и необдуманных поступков она умеет делать выводы и находить конструктивный выход. Она вовремя понимает, что, желая нравиться тем, чье мнение для тебя очень важно, нужно задать себе вопрос: а достойны ли они этого и не пойдешь ли ты наперекор себе? Ведь нет ничего хуже, чем потерять себя.
Блейк Снайдер, теоретик и практик сценарного мастерства, выделил такой жанр, как «обряд посвящения».
Такие фильмы не просто фиксируют изменения в жизни героев, но и показывают эту самую боль, воспитывая в зрителе рефлексию.
В этих фильмах герой, проходя через определенный жизненный этап, сталкивается с на первый взгляд непреодолимыми проблемами. Любой выбор болезнен, но сделать его нужно!
Приняв действительность и получив неизбежные пинки судьбы, он согласно известному афоризму Ницше становится сильнее и продвигается на новую ступеньку в своем развитии. То же самое должно произойти и с Леди Бёрд. Если даже она откажется от своего романтического никнейма, мы уверены, что крылья у нее никто не отберет.
Несмотря на изобилие фильмов жанра «обряд посвящения», до недавнего времени он был преимущественно маскулинно ориентирован.
Женская тема стала в нем раскрываться совсем недавно, соответственно не успела затереться. Более того, до России тенденция снимать такие фильмы пока не дошла, а когда дойдет, никому неизвестно. Можно, конечно, вспомнить «Все умрут, а я останусь» и другие проекты Валерии Гай Германики, а также «Сестер» Сергея Бодрова-младшего, но, согласитесь, это будут слишком специфические примеры. В первом случае акцент сделан на чернухе а-ля девяностые, а второй - женская версия «Брата». Для фильмов, претендующих на воспитательное воздействие на подрастающее поколение, этого явно недостаточно.
И пока дело обстоит так, «Леди Бёрд» - очень важный фильм для нашего зрителя.
Средний уровень жизни населения в США, конечно, выше, чем у нас. Но и социальная дифференциация более жесткая. Опять же тема переезда из провинции в столицу за лучшей жизнью остается актуальной везде, несмотря на развитие Интернета и давно претворенного в жизнь понятия Маршалла Маклюэна «глобальная деревня». Фильм рекомендован к просмотру всем, так как и развлекает, и вовлекает, то есть обращает ваше внимание на определенные проблемы. Проще говоря - просвещает. А нездоровый интерес публики к феномену Насти Рыбки свидетельствует о том, что просвещение необходимо. Не у всех есть крылья, для того чтобы лететь к своей мечте. Некоторые быстро усваивают законы этого несовершенного мира и просто зарабатывают очки на эксплуатации низменных инстинктов. Положительные примеры могут оздоровить ситуацию. Будем надеяться, что отечественные режиссеры возьмутся за создание таких фильмов.