Начать обзор этого издания следует с важной информации, на которую издательство обращает внимание пользователей. В аннотации читаем: «Данный сборник контрольных работ предназначен для тематического контроля знаний учащихся по основным разделам учебника «Русский язык. 3 класс» (авт. В.П.Канакина, В.Г.Горецкий). Он может быть использован учителями, работающими и по другим комплектам, так как основные темы курсов совпадают».
А теперь нам важно понять, как работать с этим пособием, чтобы максимально точно оценить знания каждого третьеклассника и определить направления взаимодействия со всем классом, проложить по возможности индивидуальный маршрут ученика.
Структура сборника выстроена в соответствии с заданной целью: здесь представлены все темы, по которым в завершение учебного года предстоит проверить и оценить знания учащихся. Последовательность тем соответствует логике изучения материала: начиная с общих сведений о языке и речи, анализа текста, предложения и словосочетания до подробного повторения морфологических признаков частей речи. Каждая тема содержит три работы, при этом работы по контрольному списыванию представлены в двух вариантах, что позволит учителю выбрать текст, который соответствует уровню подготовки учащихся.
И два слова о формате: пособие издано в двух частях, что очень удобно для пользователей. Еще одна важная и полезная особенность сборника - во второй части книги вы найдете актуальный большой раздел «Повторение» по всему курсу русского языка 3‑го класса.
Перейдем к содержательной части пособия и проанализируем представленные в нем виды заданий.
Автор использует текстовую форму предъявления заданий, в том числе с деформированным текстом; работу с текстами, представленными в графическом виде - «чтение» таблиц, схем, например:
Соедини стрелками тип текста и его характеристику (ученик должен прочитать об особенностях каждого типа текста и выбрать нужный ответ). Такой тип задания встречается и в других разделах:
Соедини стрелками фразеологизмы с их значениями. Интересно, что значений только два, а фразеологизмов четыре. Здесь самое время поговорить о фразеологизмах-синонимах: водить за нос, сидеть сложа руки, втирать очки, вводить в заблуждение, бить баклуши.
Похожие задания есть и в других темах:
Составь и запиши словосочетания, используя слова левого и правого столбиков. Укажи главное слово в каждом словосочетании. Даны прилагательные интересный, добрая, южный, чистое и существительные окно, берег, сказка, кинофильм.
Дополним задание вопросом: как вам кажется, можно ли составить не четыре словосочетания, а больше? Почему? Что для этого необходимо сделать? (Например, чистым может быть и берег, и окно, интересной и сказка, и фильм; необходимо изменить окончания имен прилагательных.)
В пособии используются и традиционные, но не менее важные задания на классификацию, такие как:
Определи род имен существительных. Запиши слова в три столбика.
А вот задания, требующие применения операций сравнения.
Укажи верное высказывание.
✓    буквы согласных звуков, которые в словах не пишутся, но произносятся, называются непроизносимыми
✓    буквы согласных звуков, которые в словах пишутся, но не произносятся, называются непроизносимыми
✓    буквы согласных звуков, которые в словах пишутся и произносятся, называются непроизносимыми
✓    буквы согласных звуков, которые в словах не пишутся и не произносятся, называются непроизносимыми
Или:
Укажи верные ответы.
Для чего нам нужна речь?
✓    чтобы сообщать что-либо другим людям
✓    говорить - это удовольствие
✓    чтобы правильно выражать свои мысли
✓    чтобы общаться друг с другом
✓    чтобы слова были связаны друг с другом.
Предлагаем дополнить такой вид заданий (конечно, не в ситуации контрольной/проверочной работы): приведите примеры, объясните, почему высказывание является верным или неверным.
На формирование умений видеть логику текста направлены задания такого типа:
Расставь предложения так, чтобы получился связный текст.
Мудрая птица устремилась к речке и окунула гостинец в воду.
Хлеб размяк, и ворон стал завтракать.
Корка была твёрдой.
Недавно к нашей кормушке прилетел ворон.
Он схватил сухую корку.
Это задание также может быть творчески распространено при работе в классе: предложите учащимся дописать детали, подробности происходящего. Такой призыв к образному развитию истории и дополнению текста с помощью новых характеристик и деталей позволит ученикам использовать описательные элементы. Завершив эту работу, уточните у детей: «Какой тип текста был у нас первоначально?» (Повествование.)
В зависимости от изучаемой темы задания на построение текста могут видоизменяться, например:
Составь предложение из слов каждой строчки. Расставь предложения так, чтобы получился связный текст. Запиши его. Озаглавь получившийся рассказ.
лесной, тихо, на, полянке
пушистый, накрыл, деревья, снег
снегу, много, следов, видно, на
кучей, уснул, под, хвороста, он
ночью, вот, проскакал, хорёк
под, зимует, корой, жук, пня
следы, медвежьи, к, ведут, берлоге
в, медведь, сладко, берлоге, спит
полянке, оставлены, на, следы, заячьи
Отмечу, что задания на смысловое чтение предлагаются ко всем текстам после задания на списывание. Например:
Солнечный луч только кажется белым. На самом деле в нём семь цветов. Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.
Это можно увидеть. Возьми стекло с тремя гранями. Поймай солнечный зайчик и пропусти его через такое стекло.
На стекле в тёмной комнате появится яркая полоса из разных цветов.
1. Подчеркни в тексте имена прилагательные.
2. Выпиши из текста названия цветов солнечного луча. Разбери слова по составу.
Хорошим, развивающим образное мышление и внимательность является и следующее задание, требующее умений работать с разными видами информации текста.
Запиши, кому - Белке или Бобру - принадлежит первая реплика:
- До чего тут место худое: ни тебе ёлок, ни тебе сосен со сладкими шишками - одна горькая осина вокруг!
- До чего ж миленькое здесь местечко: ни тебе сосен смолючих, ни тебе ёлок колючих! Одни сладенькие осинки.
Особо отметим задания, направленные на предупреждение и исправление речевых ошибок. Вообще, работа по формированию и совершенствованию культуры устной и письменной речи должна стать приоритетной на уроках.
Прочитай. Определи речевые ошибки. Запиши предложения верно.
Я посмотрел в окно. На улице был снежный снегопад. Холодный холодок пробежал по моей спине.

Важное умение использовать местоимения в соответствии с нормами проверяется и формируется с помощью следующего типа заданий:
Прочитай. Укажи, в каком случае местоимение употреблено неверно.
У Вити были рыбки. Он кормил рыбок каждый день.
Дятел сидел на дереве. Он долбил кору.
Люди окружили мальчика. Они громко плакал.
На берёзах сидели снегири. Они занесены снегом.
Формирование лексического запаса младших школьников имеет большое значение для развития познавательной активности. Обогащение словаря детей происходит на основе усвоения не только ранее неизвестных слов, но также новых значений ряда слов. В пособие включены задания, позволяющие ученикам продемонстрировать и укрепить знания о лексическом значении слова, о тематических группах слов, о многозначности, о прямом и переносном значениях, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. В процессе такой работы школьники учатся распознавать оттенки значений слова, точно и правильно употреблять слова.
Например:
Отметь словосочетания, в которых выделенные слова имеют переносное значение: строить дом; бегут часы, мягкое кресло, острый нож, убить время, тяжёлый характер.
Идея, как можно дополнить это задание: предлагаю составить словосочетания таким образом, чтобы выделенные курсивом слова в первом случае были использованы в переносном значении, во втором случае - в прямом значении.
Определи слово по его лексическому значению. Заполни таблицу, используя слова для справок.
Для работы предлагаются толкования: Мелкий, непродолжительный дождь. Пальто из непромокаемого материала, спасающее от дождя. Погода, обильная дождями. Осадки, выпадающие из облаков осенью. Капля дождя.
Если мы используем пособие не только для контроля сформированных умений, но и для работы на уроке или во внеклассной деятельности, такое задание может стать хорошей основой для работы со словарем: подготовьте карточки со своими заданиями на определение слова по его лексическому значению. Какой словарь станет вашим помощником?
Всегда вызывают положительный отклик у учащихся задания такого типа:
Найди в тексте все использованные фразеологизмы.
Я вам расскажу, как грызу гранит науки. Тяжело мне даётся изучение иностранного языка. Здесь я ни в зуб ногой. Французский язык для меня тёмный лес. А вот математика для меня самый любимый урок. Здесь я как рыба в воде. Примеры и задачи щёлкаю как семечки. Я стараюсь учиться.
Предложим детям составить свой текст (продолжить начатый), используя тот же прием. Или дополнить текст фразеологизмами, подходящими по смыслу:
От нашей дачи до леса … . Пошли мы с другом за грибами. Зашли мы в лес, грибы собираем, природой любуемся. Вдруг впереди ветки затрещали. Мы подумали, что это медведь. Пора брать … . Вдруг из-за кустов выскочил заяц. Не успели мы опомниться, а его и … . Верно в народе говорят: … .
Использование числительных в речи является традиционно непростой темой в курсе русского языка, поэтому работа с числительными должна быть регулярной и разно­образной. Например:
Спиши пословицы и поговорки.
Поймали двух ершей да пять окуней. Семеро одного не ждут. Конь о четырёх ногах, и тот спотыкается. Семь раз отмерь - один раз отрежь. Седьмая вода на киселе. Без четырёх углов изба не рубится. У семи нянек дитя без глазу. В лес идут, а на троих один топор берут.
Предлагаем подумать: почему именно указанные числительные использованы? Можно ли заменить, например, так: В лес идут, а на пятерых один топор берут? В чем особенность числительных три, семь в русских сказках и половицах? Приведите другие примеры пословиц с числительными.
Завершая обзор учебного пособия, отмечу очень интересную, увлеченную работу автора, наполнившего добротный учебный материал яркими и разнообразными примерами, которые позволят сделать работу ребенка с текстом учением с увлечением. Думается, учитель, использующий данное пособие, непременно найдет и другие интересные формы работы, ведь хорошая книга сама ведет за собой.

​Ирина ДОБРОТИНА, учитель русского языка московского культурологического лицея №1310, научный сотрудник Центра филологического образования ФГБНУ ИСРО РАО, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2002, кандидат педагогических наук