​Окончание. Начало в №48-52 за 2017 год, №7-10 за 2018 год

Иммиграционная история имеет значение
Средний балл восьмиклассников Республики Татарстан составляет 548 баллов, что выше среднего показателя по исследованию на 31 балл. Неофициально это шестое место в мировой таблице. Разница с Данией, которая занимает первую строчку таблицы, - 38 баллов. Выше результатов татарстанских школьников только оценки учащихся Китайского Тайбэя (33), Швеции (31), Финляндии (29) и Норвегии (16). Следующая за Республикой Татарстан Эстония отстает на 2 балла. Разница между баллами учащихся РТ и Доминиканской Республики, занимающей последнее место в рейтинге, составляет 167 баллов.
В Республике Татарстан только 0,2% детей (российский показатель 0,3%) не достигли базового уровня.
На базовом уровне - 2,4% учеников. В РФ таких 3,7%. Средний показатель по исследованию - 9,8%.
Знания первого уровня в Республике Татарстан продемонстрировали 15% учащихся. Российский показатель - 16,6%. Международное среднее значение - 21,2%.
Второго уровня достигли в Республике Татарстан 37,3%, в России - 39%, в среднем по 24 странам - 31,5%.
На третьем, самом высоком, уровне находятся в Республике Татарстан 43% учащихся, в Российской Федерации - 42,1%. В среднем по исследованию - 34,7%.
Разрыв по показателям третьего уровня между Данией, занимающей 1‑е место (62,4%), и Республикой Татарстан (43%) - 19,4%. Количество учеников Российской Федерации, достигших второго и третьего уровней, составляет 79,4% от числа всех участвовавших в исследовании, в Республике Татарстан - 82%.
Отвечая на анкету, учащимся надо было указать, в какой стране они и их родители родились. Учащихся также спрашивали, на каком языке они говорят дома большую часть времени. Родились на территории Российской Федерации 98% участвовавших в исследовании детей и их родителей из Республики Татарстан (среднее российское значение - 96,6%).
В Республике Татарстан дети, «не имеющие иммиграционной истории», показали средний уровень достижений в 549 баллов (523). Напомню, что в скобках дается среднее международное значение. Те ученики, у которых была такая история, достигли среднего уровня в 535 баллов (479). Разница составила 14 баллов (44).
В Российской Федерации на другом языке, чем проводилось тестирование, разговаривают дома 5,53% учащихся, в Республике Татарстан - 23%.
Средний показатель учащихся Российской Федерации, которые проходили тестирование на родном языке, - 548 баллов (522), тех, кто проходил тестирование на неродном языке - 485 баллов (474). Разница составила 63 балла (48).
Средний балл учащихся Республики Татарстан, которые разговаривают дома на русском языке, - 552 балла (522), тех, кто проходил тестирование на другом языке, чем разговаривает дома, - 535 баллов (474). Разница составила 17 баллов (48). Она в 3,7 раза меньше среднероссийского показателя и в 2,8 раза ниже среднего показателя по всему исследованию.
Средние баллы девочек в Республике Татарстан - 556 (530). Разница с международным средним составляет 26 баллов. Средний балл учащихся мужского пола - 540 (505). Разница с международным средним - 35 баллов. Девочки опережают мальчиков на 16 баллов (25).
Средние баллы девочек в Российской Федерации - 552 (показатель по исследованию - 530). Разница с международным средним составляет 22 балла. Средний балл российских учащихся мужского пола - 538 (505). Разница с международным средним - 33 балла. Разница между показателями российских девочек и мальчиков составляет 14 баллов (25).
Теперь давайте посмотрим на то, какое качество знаний продемонстрировали учащиеся Республики Татарстан из разных типов населенных пунктов.
В тех школах, что расположены в населенных пунктах, насчитывающих до 3 тысяч жителей, не достигли базового уровня 0,42% учащихся, с базовым уровнем справились 3,13%, на первом уровне находятся 21,04%, на втором - 42,27%, на третьем - 33,14%. Совокупный показатель количества детей, демонстрирующих знания и умения второго и третьего уровней, составляет 75,41%. Максимальное количество учащихся данного типа образовательной организации находится на втором уровне (42,27%). Средний балл учащихся, проживающих в данном типе населенного пункта, - 528.
Все дети, проживающие в населенных пунктах от 3 до 15 тысяч человек, справились с порогом, на базовом уровне находятся 4,52%, на первом - 23,12%, на втором - 39,80%, на третьем - 32,55%. Второй и третий уровни составляют 72,35%. Максимальное количество учащихся данного типа образовательной организации находится на втором уровне (39,80%). Средний балл учащихся, проживающих в данном типе населенного пункта, составляет 526.
В городах от 15 до 100 тысяч не достигли базового уровня 0,03% учащихся, базовый уровень освоили 1,65%, на первом уровне - 12,26%, на втором - 37,98%, на третьем - 48,08%. Второй и третий уровни составляют 86,06%. Максимальное количество учащихся данного типа образовательной организации находится на третьем уровне (48,08%). Средний балл учащихся, проживающих в данном типе населенного пункта, составляет 557.
В больших городах - от ста тысяч до миллиона жителей - не достигли базового уровня 0,12% восьмиклассников. Далее показатели распределились так: базовый уровень - 0,87%, первый уровень - 10,27%, второй уровень - 38,43%, третий - 50,32%. Второй и третий уровни составляют 88,75%. Максимальное количество учащихся данного типа образовательной организации находится на третьем уровне (50,32%). Средний балл учащихся, проживающих в данном типе населенного пункта, составляет 563.
И наконец, результаты учащихся из школ, которые расположены в городах, население которых составляет больше миллиона жителей. Не достигли базового уровня 0,3% учащихся, базовый уровень демонстрируют 2,27%, первый - 12,31%, второй - 34,33%, третий - 50,33%. Второй и третий уровни составляют 84,66%. Максимальное количество учащихся данного типа образовательной организации находится на третьем уровне (50,33%). Средний балл учащихся, проживающих в данном типе населенного пункта, составляет 558.
Эта статистика подтверждает, что чем больше населенный пункт, где расположена школа, тем лучше результаты учащихся. Такие данные были получены не только по Республике Татарстан, но и по России в целом. Кривые результатов по типам населенных пунктов растут, где резко, где плавно, во всех странах, принимавших участие в исследовании, за исключением Бельгии (Фландрия). Там самые высокие результаты продемонстрировали дети из маленьких населенных пунктов, и самые низкие - из больших городов.
Телевизор и газеты для них еще не умерли
Учащиеся отвечали на вопрос анкеты о том, как часто они смотрят телевизор, читают газеты, разговаривают с родителями, чтобы узнать социальные и политические новости о стране и мире.
34% учащихся Республики Татарстан (показатель по России - 57%) ответили, что смотрят телевизор для знакомства с новостями не реже, чем раз в неделю. 23% учащихся (21%) рассматривают газеты как источник национальных и международных новостей. 31% (38%) учащихся заявили, что не реже, чем раз в неделю, обсуждают с родителями национальные и международные новости.
Результаты исследования показывают, что не так много учащихся используют Интернет и социальные сети для поиска и обмена информацией о политических и социальных проблемах, как можно было бы ожидать. В Российской Федерации 40%, в Республике Татарстан 27% учащихся, ответивших на вопросы анкеты, используют Интернет и социальные сети для поиска информации о социальных и политических проблемах (среднее международное значение - 31%).
8% учащихся в среднем по России, 5% учащихся Республики Татарстан выкладывают в Интернете и социальных сетях свои комментарии (9%). 10% и 9% соответственно делятся своими мнениями или комментируют высказывания других (10%).
Как и следовало ожидать, исследование подтвердило, что более высокие баллы у тех учащихся, которые указали, что они заинтересованы граждановедческими проблемами, чем у тех, кто не интересовался такими темами.
В анкете учащегося ICCS-2016 был вопрос о его граждановедческой активности в школе (например, участие в школьном совете/парламенте, в студенческих дебатах). Результаты показали, что у большинства учащихся, участвовавших во многих из этих мероприятий, были положительные корреляции с граждановедческими знаниями.
Процент учащихся, проголосовавших за представителя класса в школьный парламент или совет, составил в среднем по России 84%, он увеличился по сравнению с 2009 годом на 7%, в Республике Татарстан - 61%.
Среднее значение количества учащихся, участвующих в принятии решений о том, как работает школа, составляет в России 33%, в Республике Татарстан - 15%. В России количество учащихся, ставших кандидатами в члены школьного совета или парламента, уменьшилось с 2009 года (28%) на 3%, показатель Республики Татарстан - 13%.
Готовность в будущем голосовать выразили 82% российских школьников, учащиеся Республики Татарстан - 87%. Будут участвовать в группе, которая ведет кампанию за решение проблемы, с актуальностью которой все согласны, 69% учащихся в России, 77% в Республике Татарстан. Готовность участвовать в качестве кандидата в школьный совет/парламент выразили 45% российских школьников, 51% учащихся Республики Татарстан. Писать статьи в школьные газеты и на сайты готовы 59% российских школьников, 65% в Татарстане.
В 12 странах, включая Республику Татарстан как отдельный субъект исследования, результаты показали: чем выше уровень достижений, тем выше готовность участвовать в школьных мероприятиях.
Демократия дает возможность протестовать. Если тебе что-то
не нравится
Восьмиклассникам нужно было определить, насколько негативны для демократии некоторые явления. Так, ситуацию, когда правительственные чиновники дают работу членам своей семьи, рассматривают как хорошую для демократии 18% учеников Татарстана, как ни хорошую, ни плохую - 45%, как плохую - 36%. Монопольное владение СМИ считают хорошим для демократии 14%, ни хорошим, ни плохим - 42%, плохим - 43%. То, что правительство влияет на решения судов, это хорошо для демократии - уверены 27%, ни хорошо, ни плохо - 36%, плохо - 37%. Разрешение полиции удерживать подозреваемых по соображениям национальной безопасности на неопределенный срок в тюрьме было расценено как негативное явление для демократии 36%, столько же посчитали, что это ни хорошо, ни плохо, 28% уверены, что это хорошо.
36% российских школьников считают, что возможность критиковать свое правительство является положительным моментом для демократии (38%), 37% - ни хорошо, ни плохо (38%), 28% - плохо (24%). Учащиеся Республики Татарстан выразили свое мнение так: 33% - это хорошо, 38% - ни хорошо, ни плохо, 24% - плохо.
Право на выбор своего лидера считают положительным моментом для демократии 82% учащихся Республики Татарстан, ни хорошим, ни плохим - 16%, плохим - 2%.
Незначительные различия в доходах большинство учащихся исследования считают хорошим явлением для демократии. В России 36% считают, что это хорошо для демократии (36%), 47% (42%) - ни хорошо, ни плохо, плохо - 18% (22%). Данные по Татарстану следующие: хорошим - 33%, ни хорошим, ни плохим - 48%, плохим - 18%.
Возможность протеста как положительное явление для демократии рассматривают 58% российских школьников (63%), ни хорошее, ни плохое - 29% (27%), плохое - 12% (10%). Показатели Татарстана мало отличаются от среднероссийских: 59%, 28% и 13% соответственно.
32% российских учащихся, 36% учащихся Республики Татарстан считают усердный труд важной чертой гражданственности.
Соблюдение законов кажется важным для 50% российских школьников, 53% учащихся Республики Татарстан.
Обеспечение экономического благосостояния семьи рассматривают как черту гражданственности 65% российских школьников, 66% учащихся Республики Татарстан.
Свои усилия по защите природных ресурсов видят как существенный признак гражданственности 46% опрошенных в России, 49% учащихся Республики Татарстан.
Уважение права других людей на собственное мнение считают важным для гражданственности 54% школьников России, 56% учащихся Республики Татарстан.
Поддержку менее состоятельных людей как признак гражданственности рассматривают 47% российских школьников, 49% учащихся Республики Татарстан.
В ICCS-2016 доверие учащихся измерялось тем же набором пунктов, что и в ICCS-2009, где учащиеся оценивали свое отношение к институтам, группам, источникам информации, используя рейтинговую шкалу «полностью», «почти полностью», «частично» или «совсем не доверяю».
89% российских школьников, 92% учащихся Республики Татарстан доверяют правительству, международное значение - 65%.
73% опрошенных в России, 77% учащихся Республики Татарстан испытывают доверие к парламенту, международное значение - 60%.
69% учеников в России, 74% учащихся Республики Татарстан доверяют судам, международное значение - 70%.
54% российских школьников, 62% учащихся Республики Татарстан доверяют политическим партиям. Международное значение - 45%.
45% российских школьников, 48% учащихся Республики Татарстан доверяют людям в целом, международное значение - 53%.
41% российских школьников, 43% учащихся Республики Татарстан доверяют СМИ, международное значение - 59%.
40% российских школьников, 40% учащихся Республики Татарстан доверяют социальным сетям, международное значение - 45%.

Главная проблема - учебники
Официальные учебные планы и учебные пособия используют при подготовке к урокам 86% учителей Республики Татарстан. Первоисточниками пользуются 85%. Учебники используют тоже 85%. Дидактические/учебные материалы, опубликованные коммерческими компаниями, используют 83%. Материалы СМИ используют 84%. Дидактические материалы, непосредственно публикуемые министерством, - 84%, веб-версии источников информации и социальные сети - 85%, документы, публикуемые НКО, политичес­кими партиями, - 82%.
Учителей просили указать, на их взгляд, три наиболее важных пункта из десяти, благодаря которым можно улучшить граждановедческое образование. Учителя Республики Татарстан назвали самыми важными следующие три фактора, влияющие на улучшение качества граждановедческого образования: материалы и учебники лучшего качества (54,3%), большее количество учебного времени на граждановедческое образование (43,0%), дополнительные материалы и учебники (37,1%).

Подводя итог, можно сказать, что восьмиклассники Республики Татарстан продемонстрировали лучшие результаты, чем в среднем по России. Это касается как знаний, так и умений анализировать, рассуждать и применять полученные знания.

Петр ПОЛОЖЕВЕЦ, главный редактор «Учительской газеты», национальный координатор ICCS-2016