Татьяна НИКУЛЬШИНА, руководитель районного методического объединения, преподаватель ОБЖ школы №94, Воронеж:
- Нынешнюю программу курса ОБЖ считаю интересной, нужной и полезной, проблемы возникают не с самой программой, а в процессе ее реализации. У нас недостаточная материальная база, плохие учебно-методические комплекты, которые не могут помочь нам донести эту программу до детей. Возможно, сама программа перенасыщена некоторой информацией, дублирующей другие предметы. Речь о биологии, с которой перекликаются наши вопросы по здоровью и здоровому образу жизни, о географии. Можно ли надеяться на то, что это дублирование в новой программе прекратится? Пока сказать трудно. Если судить по той небольшой информации, которую удалось найти, речь будет идти о мотивационных идеях, направленных на повышение заинтересованности детей предметом «ОБЖ», и об увеличении практики. Как это сделать без должного материального оснащения, непонятно. У нас уже сегодня много всего интересного в программе, что дети должны изучать не в теории, а на практике. Например, при изучении оказания первой помощи нам требуются манекены, а они стоят немало. Федеральные средства на это не выделяются, школы должны их приобретать самостоятельно. В итоге если третья часть школ имеет манекены для обучения детей сердечно-легочной реанимации, это уже неплохо. Мы не всегда можем приобрести те же веревки, с помощью которых должны научить детей элементам школы безопасности - вязанию узлов. Компасы есть не всегда, даже с бинтами проблемы, и мы просим детей самих приносить бинты, чтобы учиться накладывать повязки. Поэтому было бы очень интересно узнать, как МЧС и Минобрнауки намерены изменить ситуацию.
Игорь Р., преподаватель ОБЖ, Нижегородская область:
- Меня вполне устраивает содержание программы. Много внимания уделяется реальным аспектам современной жизни и способам решения экстренных проблем, которые могут возникнуть. Отмечаю со стороны учеников хорошее отношение к предмету. Они воспринимают его как необходимый и даже интересный. Особенно радует, что старшеклассники положительно относятся к элементам начальной военной подготовки. Многие с радостью едут на сборы, которые проводятся вне школы. У нас в городе постоянно организуются соревнования, в которых юноши могут проявить себя: не только «Зарница», есть и другие. Что не очень устраивает - недостаточность материальной базы. Все-таки нужны и оборудование, и специальные манекены, которые не каждая школа может себе позволить.

Раим ИСМАНОВ, преподаватель-организатор ОБЖ Мыскаменской школы-интерната, Ямало-Ненецкий АО:
- На мой взгляд, основным в преподавании ОБЖ должно быть обучение жизненно важным навыкам, воспитание культуры безопасности жизнедеятельности. Сейчас много времени отдается действиям в чрезвычайных ситуациях, гораздо меньше - психологической подготовке. Мы решаем глобальные проблемы, но мало обращаем внимания на межличностные конфликты. Нужно прививать навыки поведения в стрессовых ситуациях, решения жизненных проблем.

Михаил УРМАНОВ, преподаватель-организатор ОБЖ лицея №1 Комсомольск-на-Амуре:
- Изучение ОБЖ помогает не только получить определенную сумму знаний, но и расширить потенциальные возможности личности, научиться применять умения в экстремальных ситуациях. Нельзя, чтобы курс превращался в теоретический. Главное, на мой взгляд, научить школьников безопасному поведению в чрезвычайных ситуациях, еще лучше - возможности их избежать. Кроме того, ОБЖ несет серьезный воспитательный момент. Воспитаем людей, любящих Родину, здоровых, ответственных - можно быть уверенными в развитии общества и государства.

Нина КОВАЛЕВА, мама пятиклассницы, Великий Новгород:
- Мы живем в частном секторе. Семь лет назад на нашей улице сгорел дом, погибли в огне пожилая женщина и трое детей. Другой известный мне случай: в загородном лагере мальчик погиб на глаза у отца - проходя мимо висевшего электропровода, ребенок захотел ухватиться за него, поиграть. Я считаю, программа по ОБЖ должна давать практические навыки, которые могут пригодиться в жизни. Дети должны уметь разжечь костер на природе и потушить его, затопить печку в частном доме или на даче, предупредить ожог или удар током, правильно вести себя на воде. А в нынешней программе по ОБЖ - цунами, землетрясения и изучение армейской науки. Многим ли жителям России пригодится знание, как уберечься от землетрясения? И написан учебник по ОБЖ заумным языком. Этот предмет должен быть нацелен на практику больше, чем на теорию. Другой вопрос: как организовать практическое изучение ОБЖ? Где разжечь тот же костер? Это нужно продумать.

Дарья АНТОНОВА, мама десятиклассника, Санкт-Петербург:
- Мне кажется, что в рамках курса ОБЖ ребятам обязательно нужно знакомиться с оружием. Нас, например, даже девочек, на уроках НВП учили собирать и разбирать винтовку и стрелять из нее. Никому это в жизни, слава Богу, не пригодилось, но и не помешало. Кроме того, и девочкам, и мальчикам обязательно нужно учиться оказывать первую помощь раненому, причем не только человеку, но и животному.

Александр Н., отец троих детей, Петрозаводск:
- Мой старший сын учится в пятом классе, младший - в первом, а дочка - в четвертом. У детей в расписании этого предмета еще нет. Я не знаю, каким должен быть новый курс ОБЖ, но он должен появиться в школьном расписании раньше шестого класса. Дети должны уметь оценивать ситуацию, особенно критическую, и уметь действовать в ней. Самое удивительное, что ни о чем из нынешних школьных проблем - о возможности вооруженных нападений, насилии, травле и прочем - с детьми в школе не говорят, будто нет этого в современной жизни, но так или иначе ребенок с этим сталкивается...