Прообразом «Адаптера», программы студенческого профкома ПетрГУ, стал проект «Групповоды», который реализуется в Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова.
«Узнав об опыте коллег, мы решили создать масштабную программу в нашем университете, которая позволила бы вчерашним школьникам органично вливаться в студенческую жизнь. Очевидно, что ребятам необходимо освоить существенно отличающуюся от школы форму обучения и новый график учебных занятий, переориентироваться во многом на самостоятельное добывание знаний, познакомиться с однокурсниками, наладить с ними отношения, научиться вести диалог с преподавателями», - рассказывает Алексей Бутенко, председатель первичной профсоюзной организации обучающихся Петрозаводского государственного университета, один из инициаторов проекта «Адаптер - путеводитель первокурсника».
Программе студенческого профкома уже 10 лет. За это время она завоевала популярность в студенческой среде: адаптерами стали свыше тысячи человек. По мнению Алексея, адаптерство (наставничество) - отличная возможность для самореализации: «Адаптеры чувствуют свою нужность, востребованность. Именно поэтому они стремятся повторить этот опыт!»
Проект получил заслуженное признание администрации учебного заведения.
«Мы отслеживаем успеваемость первокурсников, сравниваем с предыдущими годами. Те, у кого была адаптация, имеют более высокую успеваемость и показывают более высокие результаты во всех сферах: учебной, научной, спортивной, творческой и прочих», - говорит Константин Тарасов, проректор по учебной работе университета. Успешную практику было решено распространить: с 2015 года студенческий профком совместно с учебно-методическим управлением вуза проводит университетскую адаптационную неделю. Она включает знакомство с руководством институтов и кафедр, встречи с представителями тех или иных профессий и т. п.
Еще одно достижение - запуск проекта «Адаптер для иностранных студентов». Сегодня в Петрозаводском госуниверситете обучается более 400 студентов из-за рубежа, которые нуждаются в поддержке и помощи для адаптации к новым условиям жизни.
Как правило, адаптационная работа с первокурсниками ведется две недели (одна из них общевузовская). У каждого наставника есть индивидуальный, самостоятельно разработанный план адаптационного периода. К своей почетной миссии старшекурсники серьезно готовятся. Ежегодно с 2008 года для будущих адаптеров проходит образовательная школа. Молодые люди слушают лекции по конфликтологии, ораторскому мастерству, узнают дополнительные сведения об университете, а также приобретают навыки публичных выступлений. В результате к началу работы с первокурсниками адаптеров отличают серьезный багаж знаний и личный опыт студенческой жизни.
В дальнейшем студенты-адаптеры становятся кадровым резервом на позиции профоргов групп и институтов. Кроме того, среди них ежегодно проводится конкурс «Лучший адаптер Петрозаводского государственного университета».
«Адаптер» уверенно шагает по стране! Прошедший проверку временем механизм наставничества введен в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого, Санкт-Петербургском государственном университете аэрокосмического приборостроения, Волгоградском, Смоленском, Псковском государственных университетах и в других вузах.
«Радостно, что проект заимствуют другие учебные заведения, подхватывают наше начинание, ведь в основе его лежит забота о студентах. Идея адаптерства родилась не случайно. Ребята сами захотели улучшить жизнь первокурсников, помочь им ориентироваться в новом для них мире, поделиться с ними своим опытом и знаниями. Надеюсь, когда-нибудь «Адаптер» станет всероссийским», - признался Алексей Бутенко.

Арина БЕЛЯЕВА, корреспондент пресс-службы Петрозаводского государственного университета