​Продолжение. Начало в №48-52 за 2017 год, №7-9 за 2018 год

В России есть учителя, которые работают сразу в четырех школах
Как я уже писал, в исследовании принимали участие 2892 педагога из 42 субъектов. Среди них было 25,6% филологов, 18,8% преподавателей истории и обществознания, 14,9% математиков, 18,6% учителей естественно-научных предметов, 26,2% учителей других предметов.
95,7% участвовавших в исследовании российских учителей работают только в одной школе, 4% (203) - в двух, 0,2% (10) - в трех, 0,1% (5) - в четырех. Интересно, почему пятеро педагогов трудятся аж в четырех школах, что они преподают, какая у них нагрузка…
Во всех странах, за исключением Перу, в исследовании участвовало больше женщин, чем мужчин. Процентная доля, которую составляют женщины, колебалась от 48,3% (Перу) до 86,7% (Латвия).
Средний возраст российских педагогов распределился следующим образом: меньше 25 лет - 3,4%, 26-29 лет - 8,6%, 30-39 лет - 18,7%, 40-49 лет - 29,6%, 50-59 лет - 29,7%, больше 60 лет - 10% (максимальный показатель у Италии - 20,9%, минимальный у Бельгии (Фландрия) - 1,3%). В 18 из 24 стран более половины учителей, принимавших участие в анкетировании, старше сорока лет.
Практически 100% участвовавших школ Российской Федерации - это государственные школы (99,4%). В 13 из 24 стран такие школы составляют от 80 до 100% (Хорватия). Самое большое количество частных школ в Бельгии (Фландрия) - 76,5%, на Мальте - 61,7% и в Нидерландах - 54,4%.


Качество образования зависит от ИРЧП
Из 24 стран, участвовавших в ICCS-2016, Мальта, безусловно, самое маленькое государство, с населением чуть более 431 000 человек. В половине стран живут от одного до десяти миллионов человек. Население одиннадцати стран - от десяти до шестидесяти миллионов, а в Мексике и Российской Федерации проживает более 100 миллионов человек. Во всех странах, которые участвовали в ICCS-2009, за исключением Люксембурга и Литвы, население за этот период увеличилось.
Уровень грамотности во всех странах высок. В Финляндии и Норвегии он составляет 100%, в России - 99,7%. Больше всего неграмотных на Мальте - 5,9%.
В Дании, Финляндии, Норвегии и Швеции расходы на образование составили от 7,2 до 8,4 процента, в Российской Федерации - 4,2%. В Доминиканской Республике самый низкий показатель - всего 2,1 процента.
Доля населения, имеющего доступ к сети Интернет, значительно варьируется среди стран-участниц. Самый низкий доступ в Перу (41%), самый высокий - в Норвегии (97%). Для России этот показатель составляет 73%, это 14-е место в таблице.
Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), по определению ООН, представляет собой «сводную меру средних достижений по ключевым аспектам развития человека: долгую и здоровую жизнь хорошо осведомленного человека, имеющего достойный уровень жизни». Степень образовательного и экономического развития в странах ICCS дает точку отсчета при рассмотрении изменений в показателях граждановедческих знаний. ИРЧП составляет от 0 до 1 и имеет четыре категории: очень высокий (ИРЧП больше 0,9), высокий (ИРЧП между 0,8 и 0,9), средний (ИРЧП от 0,5 до 0,8) и низкий (ИРЧП менее 0,5). Российский показатель - 0,8. ИРЧП также используется в качестве одного из средств классификации страны как развитой или развивающейся.
В странах, участвующих в исследовании, между ИРЧП и средними показателями шкалы знаний наблюдается умеренная корреляция (r = 0,65). Из 11 стран со средним показателем выше 517 баллов у трех очень высокий ИРЧП, у семи - высокий, у одной страны - средний. Из восьми стран со средними показателями ниже 550 баллов три имеют высокий ИРЧП, пять - средний.
Регрессионный анализ с использованием ИРЧП в качестве предиктора и показателя уровня достижений в качестве переменной установил, что 0,1 ИРЧП дает увеличение на 47 баллов шкалы.


Итоги подведены. Впереди новый цикл
Ученые говорят, что если учащиеся, учителя и родители активно участвуют в процессе принятия решений, то можно считать, что в школе создана демократическая среда обучения. Исследование ICCS-2016 как раз включало вопросы о том, в какой степени педагоги, родители и дети участвуют в этих процессах. Почти во всех странах количество учителей, которые участвуют в процессах принятия решений, превышает 90%. Количество учеников, которые делают то же, что их учителя, гораздо ниже, а количество родителей ниже, чем количество учеников. В Бельгии (Фландрия), Дании, Финляндии, на Мальте, в Нидерландах и Швеции зафиксированы процентные показатели, которые более чем на 10 пунктов ниже среднего международного значения.
Результаты исследования свидетельствуют, что школьный климат и качество отношений между учащимися и учителями и между учащимися может влиять на успеваемость учащихся. Исследование CIVED (1999), основываясь на шести позициях, оценивало восприятие учениками открытости климата в их классе. Оказалось, что открытый климат является положительным предиктором граждановедческих знаний и предрасположенности учащихся к голосованию во взрослом возрасте. В исследовании ICCS-2009 использовался аналогичный инструмент, и результаты многомерного анализа подтвердили связь этого концепта с результатами граждановедческого образования. Тот же вопрос с тем же набором элементов был включен в анкету учащихся и в ICCS-2016.
Шкалированные баллы оценки восприятия учащимися открытости в классе выше среднего международного значения были зарегистрированы в Чили, Китайском Тайбэе, Хорватии, Дании, Италии, Мексике, Норвегии, Перу и Швеции. Наивысшие баллы были отмечены в Дании и Италии. Более высокие баллы по сравнению с 2009 годом показали четыре страны: Китайский Тайбэй, Мальта, Мексика и Швеция.
Ученики должны были ответить также на вопросы, в какой мере:
а) большинство их учителей относятся к ним справедливо; б) учащиеся хорошо ладят с большинством учителей; в) большинство учителей заинтересованы в хороших результатах учащихся; г) большинство учителей выслушивают то, что ученики говорят; д) если ученику нужна дополнительная помощь, он получает ее от своих учителей. Оценки шкалы выше среднего международного значения были зафиксированы в Болгарии, Чили, Китайском Тайбэе, Колумбии, Доминиканской Республике, Мексике и Перу.
Разница между самыми высокими и самыми низкими средними национальными баллами составляет 205 пунктов, но вариация граждановедческих знаний внутри стран еще выше. Максимальное достижение в Российской Федерации - 688 баллов, что на 102 пункта больше, чем средний балл Дании, занимающей первое место, и на 26% выше среднего показателя по Российской Федерации. Самое низкое российское значение - 401, что на 144 балла меньше, чем среднее российское значение. Разница между максимальным и минимальным значениями составляет в России 287 баллов. Это на 82 балла больше, чем среднее международное значение. Во всех странах медианный диапазон между самыми низкими пятью процентами и самыми высокими пятью процентами баллов составлял 275 единиц. Наибольший диапазон - 349 баллов - в Болгарии, наименьший - 245 баллов - в Китайском Тайбэе.
ICCS-2016, так же как и предыдущее исследование, предлагает богатую базу данных для получения дополнительных вторичных результатов. И хотя результаты последнего исследования были объявлены всего четыре месяца назад, международная исследовательская группа уже начала подготовку к следующему циклу ICCS, основное исследование которого запланировано на 2022 год.

Петр ПОЛОЖЕВЕЦ, главный редактор «Учительской газеты», национальный координатор ICCS-2016

PDF-версия: