Мой идеал не призрачный, не зыбкий,
Я педагог - и этим я живу,
Я все отдам за детскую улыбку
И детям свою душу отдаю.
Ведь дети - наше будущее, знайте
И верьте в их желания, мечты,
Когда у них проблемы, помогайте
И поделитесь капелькой любви.
Учитель - не профессия, призванье,
И пусть порой не ценится их труд,
В ответе мы за главное - за воспитанье,
И этим я «болею» и живу!

Прошло всего 7 лет, как я окончила школу, я помню всех своих учителей, их характеры, манеру преподавания и общения. Все они были разные: одни добрые и всепрощающие, как мама; другие строгие и холодные, как домомучительница Фрекен Бок; третьи равнодушные, они отбывают время на работе, чтобы получить зарплату, и им нет никакого дела до детей. Мы уходим из школы и про первых помним всю жизнь, про вторых вспоминаем неприязненно, а про третьих просто забываем, как будто их никогда и не было. Но всем нам очень хочется сохранить в памяти школьные годы, вспоминать их с любовью, теплом и трепетом, поэтому так хочется, чтобы педагогов-«мам» было больше!
Когда я произношу слово «учитель», перед глазами всплывает любимый образ - образ учителя русского языка и литературы Ирины Михайловны Павловой. Почему же именно он сохранился в моей памяти? На первый взгляд, Ирина Михайловна ничем не отличалась от других учителей. Так же, как и другие преподаватели, давала хорошие знания по своему предмету, так же, как и другие, любила свою работу и детей. Но было в ней что-то еще, едва уловимое. И мне кажется, что сейчас я начинаю понимать, в чем был ее секрет. В особой харизме, умении себя подать. Мы никогда не видели ее мрачной. Озорная улыбка, любопытный взгляд, остроумная речь, умение увлечь за собой в мир чего-то нового. Не помню, чтобы Ирина Михайловна повышала голос, было достаточно ироничного меткого слова, иногда - огорченного взгляда... Она была с нами на одной волне. И эти отношения не были наигранными и фальшивыми. Таких учителей не боятся, им доверяют, к ним тянутся, их боятся огорчить, потому что очень любят.
А может ли учитель работать в школе, не любя детей? Казалось бы, ответ очевиден и лежит на поверхности - конечно нет! Нет и еще тысячу раз нет! Но если мы заглянем в наши школы, окажется, все не совсем так, как должно бы быть.
На практике в школе я не раз сталкивалась с учителями, иногда с заслуженными, почетными званиями, которые, мягко говоря, не очень лестно отзывались о своих учениках. Ни о какой любви, как было ясно из их слов, и речи быть не могло. Наверное, так проявлялся синдром эмоционального выгорания. Попробуй лет тридцать проработать учителем... Тогда, на практике, с юношеским максимализмом я думала: «Если у учителя появляются такие мысли в голове, это значит, что необходимо уйти на заслуженный отдых, ведь дети не виноваты. Зачем сознательно оставаться на нелюбимой работе, изводить этим и себя, и окружающих?» Сегодня я вижу такое отношение к педагогической деятельности и у некоторых своих коллег и понимаю, что не все так просто и однозначно. Согласна, не надо сваливать свои проблемы и усталость на детей. Но почему учитель уставший? Почему, когда говорят о заработной плате учителей, забывают сказать, что это заработная плата на полторы или на две ставки? У учителя длинный отпуск, но далеко не каждый, особенно провинциальный, учитель может позволить себе полноценно отдохнуть.
Уверена, что государство должно позаботиться о том, чтобы учитель был окружен заботой, чтобы он имел материальный достаток, для того чтобы не стать «урокодателем», а быть творцом, создавать сценарии занятий, каждое из которых должно стать праздником знаний. Он должен быть интересен детям, полон эмоций, впечатлений от новой книги, интересной выставки, потрясающей поездки. У такого учителя не заскучаешь на уроке.
Иногда я слышу нелестные отзывы о коллегах. Смотрю на этих людей с сочувствием и думаю: «Как же им не повезло...» Значит, в их жизни не было настоящего учителя. Такого, которого любят ученики. Такого, с которым эта любовь взаимна.

Сменяются годы.
А этот вопрос,
Наверное, вечным будет.
Опять перед кем-то
ромашки вразброс:
Любит - не любит - любит...

Ответ на этот вопрос должен быть обязательно утвердительным! Я согласна с высказыванием известного немецкого поэта И.В.Гете: «Человек всегда учится лишь у тех, кого любит. Те, у которых мы учимся, правильно называются учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя».
И вот сейчас я уже сама педагог и мучительно пытаюсь ответить на вопрос: «Почему так происходит? За что одних учителей любят, а других - нет! Могу ли я, психолог, помочь учителям и ученикам, чтобы эта любовь была взаимной?»
Конечно, главные качества педагога - любовь к профессии и детям, но иногда этого недостаточно, чтобы стать любимым учителем и оставить след в детских сердцах. К сожалению, на вопрос о том, каким должен быть учитель, нет определенного ответа. Нет схемы, образца, рекомендаций, как сделать так, чтобы тебя полюбили дети. Нужно посмотреть правде в глаза, задать себе самые главные вопросы и честно на них ответить: «Если бы в вашей школе был такой учитель, как вы, он бы стал вашим любимым педагогом? Нет?! Почему? Какие качества сделали бы вас таковым?»
На мой взгляд, одним из важнейших качеств является умение находиться в гармонии с собой и окружающим миром, умение соединить в себе высокий профессионализм и способность к эмпатии, умение создавать условия для развития личности ребенка, умение не только учить, но и учиться у своих учеников. Учителей, которые обладают этими качествами, ценят не только дети, но и родители, коллеги, руководство. Именно такие учителя нужны современной школе. Педагоги, которые не будут возвышаться над ребенком, а будут рядом - не выше, не впереди, а именно рядом, с установками «я помогу», «я поддержу», «я направлю». Когда учитель стоит наравне и лишь направляет, это дарит ребенку определенные возможности для того, чтобы проявить себя, и благодаря такой позиции учителя он сам будет к нему тянуться.
Учитель, сумевший уловить этот баланс между ролями «наставник», «воспитатель», «друг», овладевает мастерством восприятия мира не только через призму своего сознания, но и через сознание своих учеников, что позволяет ему быть мобильным, идущим в ногу со временем, восприимчивым ко всему новому, способным к научному поиску и творческому мышлению.
Быть современным учителем, которого любят и ценят ученики, родители и коллеги, трудно, но возможно. Главное, надо учиться открывать свое сердце детям и быть счастливым. Человек, который погряз в житейских неурядицах и проблемах, сможет воспитать лишь такого же человека. Напротив, открытый, добродушный человек, живущий в гармонии с собой и окружающими, сможет зарядить своей внутренней энергией весь мир. У такого педагога ученики в школе испытывают состояние свободы и счастья: они не боятся действовать и творить, они чувствуют особую атмосферу, царящую в классе, - атмосферу любви, тепла и добра. Если каждый ученик сможет ощутить теплоту и любовь учителя, прожить день в коллективе, в котором ему помогают и в котором его поддерживают, где радуются его успехам и новым стремлениям, он всегда будет с любовью вспоминать о школе и о своих учителях.

Ксения ДМИТРИЕВА,
педагог-психолог школы №853, призер конкурса «Педагогический старт»