А как обстоит дело со Школой с большой буквы, такой, скажем, как Царскосельский лицей? Сейчас много говорят о так называемой современной школе. Просторной, светлой, оснащенной по последнему слову науки и техники, с бассейнами, двумя спортзалами, спальнями, а то и обсерваториями. Именно таковы новые школы Курска. Да, за ними будущее. Но как быть тем, кто находится в здании, которому не меньше 100 лет, трудится в две смены и не имеет бассейна? Списать и развалить? Очень много вопросов, пора искать ответы. Нет, не искать: они у меня есть!

Я работаю в лицее №6 имени Героя Советского Союза Михаила Алексеевича Булатова - школе со столетней историей. В начале прошлого века школа была в статусе мужской, в 1941‑м провожала на фронт своих выпускников, пережила перестройку, в первых рядах освоила новые стандарты и технологии.
Среди выпускников лицея писатель-публицист Тамара Грива, певец Женя Белоусов, один из основателей Сколково профессор Дмитрий Харзеев, актер Игорь Скляр, основатель и арт-директор международного фестиваля «Джазовая провинция» Леонид Винцкевич, председатель Курского обкома Общероссийского Профсоюза образования Ирина Корякина.
И при своей богатой истории шестой лицей - современная школа. Чтобы быть современным, мало новых стен, красивого фасада и прочной материальной базы, главное - шагать в ногу со временем, иметь способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Помните, как у Льюиса Кэрролла Королева сказала Алисе: «…приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте, а чтобы попасть в другое место, нужно бежать вдвое быстрее»? И, похоже, у лицея это получается: учебное заведение - федеральная стажировочная площадка, не один год входит в Топ‑500 и Топ‑200 лучших школ России. Хорошо оборудован для инклюзивного обучения, является муниципальным координатором по работе с детьми с повышенной учебной мотивацией по математике и физике, организатором международной научно-практической конференции «Наука для Победы». Малая академия наук «Интеллект» (добровольное творческое объединение учащихся), маркетинговая образовательная лаборатория, профильное обучение, школа олимпийского резерва, неизменно лучшие в регионе результаты по итогам ЕГЭ, бесчисленные победы на различных этапах Всероссийской олимпиады школьников, музей «Летопись школы», настоящая детская телестудия и детский журнал «Шестое измерение» - все это наш лицей.
В учебном плане лицея не было черчения, астрономии, экологии, но все годы были победители олимпиад по этим предметам! Не было и нет большого стадиона, но лицеисты - победители и призеры турниров по футболу и баскетболу разного уровня, Президентских состязаний и Президентских спортивных игр. Побеждая в конкурсах и проходя серьезный отбор, многие учащиеся лицея становятся участниками профильных смен детских центров «Сириус», «Артек», «Орленок», «Океан». Последний - это отдельная история: лицеисты - многократные победители городских и областных соревнований отрядов ЮИД «Безопасное колесо»; призеры всероссийских, проходивших в Москве, Ульяновске, Московской области и Владивостоке.
Мы основательно дружим со школой №50 Калининграда, носящей имя М.А.Булатова, и школой немецкого города Виттен: переписываемся, проводим телемосты, ездим друг к другу в гости.
У нас много традиционных несовременных дел. Или современных?! Судите сами. Например, сбор макулатуры. В этот день лицей превращается в гигантский муравейник, где каждый тащит свою соломинку. Любопытно, что родители увлечены этим занятием даже больше, чем их чада. То ли это отголоски их пионерского прошлого, то ли так по-детски увлекает состязательность и желание отведать заветного пирога, полагающегося за победу в этой важной акции. В некоторых семьях, точно знаю, есть специальные коробки, куда весь год терпеливо и кропотливо складывается всякий ненужный листок бумаги. Так, общими усилиями собираем каждые полгода от 10 до 14 тонн макулатуры. Ко Дню Победы - конкурс инсценированной песни и смотр строя и песни. Тоже не новаторство, а как по старинке сплачивает, воспитывает! Воспитывает даже сам процесс подготовки. А выступление - это уже праздник души. И особая тема - забота о наших дорогих ветеранах, огромная работа вокруг имени Героя, посадка во дворе лицея аллеи Славы, создание рукописной Книги памяти, шефство над Домом ветеранов войны и труда.
Лицей учит математике и милосердию, географии и трудолюбию, биологии и честности, переходить улицу и повязывать галстук. Но главное - любить свою Родину, которая начинается здесь, в соловьином крае, со стихами Асеева и Фета, прозой Носова и Воробьева, музыкальным творчеством Свиридова и Плевицкой, живописью Дейнеки и скульптурой Клыкова, с первым школьным звонком и последним школьным вальсом.
Но ничего бы не было без наших уникальных учителей! Атланты и кариатиды, они держат лицей на своих плечах, каждый на своем месте - лишних и равнодушных нет, как нет ни одного уголка в школе, где бы что-то не происходило. Наш учительский коллектив устоявшийся, дружный, сплоченный.
И в этом немалая заслуга профкома, деятельность которого не ограничивается традиционными подарками детям на Новый год. Помимо социальной и правовой поддержки, профсоюз организует туристические слеты, чествование педагогов-ветеранов лицея, деловые встречи с представителями Курского обкома профсоюза, коллективные выездные экскурсии в конце учебного года. Так, прошлым летом мы посетили музей-усадьбу Афанасия Фета, расположенный в селе Воробьевка Курской области.
Во главе педагогического коллектива - Нина Васильевна Воронина, директор и, как в шутку ее называют, бренд учебного заведения. Она душой болеет за лицей, видит все проблемы, стремится находить правильные решения и открывать новые горизонты. Меня всегда удивляло, как ей удается помнить по имени практически каждого ученика от первоклассника до выпускника (а ведь лицеистов больше тысячи!). Есть у нас и учитель-легенда - Эльза Кожанова, заслуженный учитель Российской Федерации, почетный гражданин Курской области, работающая педагогом без малого 60 лет! Остроумная, требовательная, прямая; из тех, кто действительно родился Учителем. До сих пор многие идут в наш лицей с одной целью - заниматься у Эльзы Алексеевны.
Мудрый человек всегда растит смену, поэтому в лицее рады молодым учителям, для адаптации которых в области разработана специальная программа «Вектор П» (Профсоюз. Поддержка. Профессионализм). Они учат и сами продолжают учиться, осваивая опыт коллег, занимаясь в аудиториях аспирантуры и в школах молодого педагога (в частности, «Шмеле Петровиче», инициатором и организатором которого является Воронежский областной комитет Общероссийского Профсоюза образования). Они смело берутся за все: активно и результативно участвуют в профессиональных конкурсах («Педагогический дебют», «Самый классный классный», «Замечательный вожатый», «Мой лучший урок»), осваивают современные технологии, первыми поддерживают все начинания лицейского профкома (конкурсы самодеятельности, турниры по футболу и волейболу, мастер-классы). Это новое, дерзкое поколение, которое на «ты» с Интернетом, их не испугаешь электронными дневниками, журналами и учебниками. Да и интересы сегодняшних школьников им гораздо понятнее и ближе…

Александр САХАРОВ,
учитель истории и обществознания лицея №6 Курска

Прим. ред. Материал публикуется в рамках конкурса «Профсоюзный репортер».