- Николай Николаевич, тема поборов с родителей учеников стала уже, пожалуй, притчей во языцех. В обществе буквально все ополчились на учителей, которые в добровольно-принудительном порядке требуют с мам и пап деньги на всевозможные нужды школы. Вы говорили, что не разделяете эту точку зрения…
- Я и сейчас не откажусь от своего мнения. Общественность утверждает: кругом одни поборы. Но ведь никто не задаст себе вопрос: а почему это происходит? Вытягивание денег с родителей продолжится до тех пор, пока не будет пересмотрен бюджет, выделяемый на содержание школ. Заметьте, смета согласовывается не только на уровне органов власти, но и со всеми общественными организациями. Кроме нас. Но почему-то никто не говорит, что в ней заложено лишь 5% на хозяйственные нужды, да и эти расходы сокращают. Разработчики бюджета не задумываются о том, на какие средства учителя должны следить за требованиями пожарной безопасности, проводить ремонт классов, обеспечивать школу моющими средствами, приобретать воду для питья, содержать охрану - список можно продолжать до бесконечности.
Я сам не раз становился свидетелем разговоров, дескать, нет ничего страшного в том, что школы испытывают нехватку денег. Ну, не хватает на что-то и ладно, - ведь там есть родители, которые возместят затраты. А сейчас все ополчились на школы. Такое ощущение, что в средствах массовой информации идет «черный пиар» против нашей отрасли.
В каждой сфере, будь то образование или, скажем, здравоохранение, всегда найдется слабое место. Если мы будем отыскивать только изъяны и на их основе судить в целом о системе, то картина получится очень мрачной. Вот, нашли неграмотного учителя. Ну и что? Это же не значит, что в системе образования все плохо. Есть учителя, и их немало, которые готовят учеников, побеждающих в олимпиадах общероссийского и мирового уровня - почему о них никто не говорит? И не делает выводов? То же самое и с поборами. Выявленные негативные факты - единичные случаи, которые ни в коем случае нельзя обобщать. Конечно, их надо вскрывать, виновных наказывать, но при этом необходимо проводить анализ причин и их устранять.
Нам всем надо помнить, что система образования - легко уязвимая отрасль, которая нуждается в помощи и поддержке.
- По вашим наблюдениям - тяжело достучаться до другого человека?
- Все зависит от того, кто этот человек. Если рядовой работник, то достаточно попытаться войти в его положение. А вот с чиновниками гораздо сложнее. И не то чтобы нельзя было их в чем-то убедить - думаю, они все понимают. Просто иногда у них нет возможностей решить проблему. Хотя, с другой стороны, не исключено, что некоторые просто не хотят нас слушать, и это обидно.
В образовании сегодня есть проблемы, которые мы никак не можем разрешить. Одна из них - это система оплаты труда учителей и воспитателей дошкольных учреждений. Она сейчас настолько исковеркана... Нельзя выполнить указ Президента о доведении средней зарплаты воспитателей детских садов до средней зарплаты в школах с помощью единовременных выплат в конце года. Кроме того, величина окладов педагогов не должна снижаться в зависимости от уровня образования, в то время как в действительности у саратовских учителей со средним специальным образованием оклады на 5% ниже, чем у их коллег, имеющих вузовские дипломы.
- Вы более 20 лет возглавляете областной комитет профсоюза. Какие события вспоминаются ярче всего?
- Наверное, 90‑е годы. В то время мы прошли через все возможные и невозможные акции. Мы и пикеты с митингами проводили, и дороги перекрывали, и бастовали. В акциях протеста принимали участие учителя не только Саратова, но и многих районов области. Вы помните, какое тяжелое это было время, когда людям месяцами не выплачивали заработную плату или начисляли очень маленькие суммы.
А ведь для того чтобы выйти на забастовку, нужно было пройти целую процедуру согласований. Мы вынуждены были в буквальном смысле воевать с чиновниками за то, чтобы они принимали наши требования, потому что зачастую от них просто отмахивались. Приходилось участвовать в согласительных комиссиях, которые проходили чуть ли не каждый день в разных районах области. И вот, пройдя через все эти мытарства, мы выходили на забастовку.
Конечно, мы понимали, что не только педагоги - все население оказалось на грани выживания, но нужно было предпринимать радикальные меры, чтобы просто-напросто не умереть с голоду.
- Акции имели результат?
- Да. Мы, например, добились, чтобы воспитателям дошкольных учреждений установили ежемесячную доплату. И воспитатели как-то воспрянули духом. Также было принято решение о повышении зарплаты работникам профтехучилищ. В результате зарплата у них оказалась даже выше, чем у их коллег из техникумов и вузов. Но каждая победа доставалась очень нелегко - бессонные ночи и натянутые нервы.
Сейчас работать стало гораздо легче, все вошло в цивилизованное русло. Заключаются коллективные договоры, соглашения, проводятся заседания трехсторонней комиссии, на которой учитываются мнения участников переговорного процесса и корректируются дальнейшие действия.
- Чему вас научила профсоюзная работа? Помогла другими глазами посмотреть на проблемы людей?
- В профсоюзе главное - научиться чувствовать другого человека. Как в школе, например. Иногда кажется, что учитель не прав. А я рассуждаю так: предположим, это не он, а я оказался на его месте, в точно такой же ситуации. Что я буду чувствовать, как действовать? Это помогает лучше понимать собеседника. Кстати, такому объективному подходу к людям меня научил бывший председатель Федерации профсоюзных организаций Саратовской области Евгений Степанович Рогожин. Он никогда не читал нотаций, просто разъяснял жизненную ситуацию, в которой оказался другой человек и в которую он сам попадал. А я делал выводы.
Когда стал председателем обкома профсоюза, сначала было непросто. После работы в облоно я привык к властным методам руководства. Неудивительно, что мои приказы воспринимались здесь в штыки. В общественной организации оказалось сложнее, чем в высоких кабинетах. Там - сила власти: достаточно одного слова, и все будет исполнено. А здесь - сила убеждений.
Жизнь заставила меня понять, что такое профсоюз, и я думаю, Бог не случайно привел меня сюда. Здесь совершенно другой подход к людям. Ты представляешь интересы работников, борешься за них. И эта работа делает тебя более человечным.
- По профессии вы педагог, работали в школе. А сейчас кем себя больше ощущаете: учителем или профсоюзным лидером?
- Мне кажется, работа учителя и профсоюзного активиста во многом схожа, ведь она направлена на благо общества. И в том, и в другом случае стараешься достичь результата. Конечно, годы, проведенные в школе, - особый период в жизни. Говорят, со школьниками сложно работать, но для меня это была сплошная радость и удовольствие. С детьми у меня всегда складывалось взаимопонимание.
Помню случай, который произошел, когда я возглавлял в Саратове 56‑ю школу. На одно из мероприятий с участием директоров и школьников в Ленинском районе нужно было привести 50 учеников. По каким-то причинам я не смог сам туда пойти. Поэтому накануне обошел все классы, поговорил со всеми, объяснил ребятам, что участие в этом мероприятии - дело чести. И что вы думаете? Из директоров только я один не пришел, зато из детей всех школ района пришли только мои ученики. Для меня это был очень хороший урок: не просто приказать детям прийти на мероприятие, а подобрать такие слова, которые убедили бы их это сделать.
- Вы общаетесь со своими бывшими учениками?
- В школах есть такое негласное правило: когда приходит новый учитель, за ним, чаще всего, закрепляют самый слабый класс. Когда я только-только переступил порог школы, мне, как сейчас помню, достался 6‑й «Д». Он был сформирован из учеников, которых другие классные руководители просто отказывались брать. Да, помучился я с ними, хотя ребята очень старались, чтобы ни у кого не было двоек. А потом мы стали большими друзьями, со многими поддерживаем отношения до сих пор.
- Не так давно вы отметили свой юбилей. Вы согласны с расхожим мнением, что каждая юбилейная дата - повод подвести определенные итоги на данном этапе жизни?
- Юбилей заставляет оглянуться назад, проанализировать все вехи, дать оценку пройденного пути. И в какой-то мере позволяет скорректировать свое будущее. Могу одно сказать: я счастливый человек. Меня всегда окружали хорошие люди, да и в целом моя жизнь прошла интересно.
- У вас есть любимое занятие, которым вы занимаетесь в свободное время?
- Мне нравится туризм - не в плане отдыха, а в плане знакомства с новыми местами и национальными традициями. До сих пор нахожусь под впечатлением от поездки в Калмыкию. Мы увидели быт местных жителей, катались на верблюдах, посетили юрту, которая стоит в безбрежном степном пространстве за несколько десятков километров от Элисты. В этой юрте нашу туристическую группу угостили ароматным чаем, а затем все присутствующие - русские и калмыки - спели свои национальные песни. Это было незабываемо.

Татьяна САУХИНА,
заведующая пресс-службой
Федерации профсоюзных организаций Саратовской области
Фото автора