Методические рекомендации по формированию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций (далее - Методические рекомендации) разработаны Министерством образования и науки Российской Федерации совместно с Общероссийским Профсоюзом образования в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2016 г.  №ДМ-П8-5082, которое было дано по итогам проведения ежегодного Всероссийского августовского совещания.
Методические рекомендации разработаны с учетом предложений субъектов РФ, информационно-аналитических материалов и предложений, представленных Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации, прошли широкое обсуждение с заинтересованными общественными организациями (письмо Минобрнауки России от 29 декабря 2017 г. №ВП-1992/02).
При разработке и обсуждении Методических рекомендаций отмечено, что изменение федерального законодательства, связанное с разграничением полномочий по регулированию вопросов оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, и передача полномочий по установлению систем оплаты труда на уровень органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций привели к:
- разрушению единых принципов формирования порядка и условий оплаты труда значительной части педагогических работников, несмотря на сохранение на федеральном уровне порядка нормирования их труда в зависимости от норм часов педагогической или учебной (преподавательской) работы, устанавливаемых за ставку заработной платы, которые являются расчетными величинами для исчисления заработной платы с учетом фактического объема педагогической или учебной (преподавательской) работы;
- значительной неоправданной дифференциации фиксированных размеров ставок заработной платы (должностных окладов) работников, отнесенных к одной и той же профессиональной квалификационной группе должностей, не только между регионами, но и между однотипными организациями в одном регионе, а также по должностям педагогических работников, выполняющим одну и ту же трудовую функцию;
- нарушению норм федерального законодательства, непосредственно связанного с оплатой труда педагогических работников (включая регулирование рабочего времени, нормирование труда, использование иных понятий и определений и др.);
- существенным различиям в подходах к формированию системы оплаты труда работников, выполняющих одни и те же трудовые функции, например, к применению системы оплаты труда, основанной на стоимости бюджетной услуги (1 расчетный час учебной работы с 1 расчетным учеником, сокращенно именуемый 1 ученико/час), которая в нарушение трудового законодательства не предусматривает фиксированных месячных размеров ставок заработной платы за установленные на федеральном уровне нормы часов педагогической работы в неделю, использует для оплаты труда учителей дополнительный, не предусмотренный законодательством показатель нормирования труда учителей, зависящий от количества обучающихся в классе;
- значительному снижению в структуре заработной платы постоянной ее части в виде ставок заработной платы (должностных окладов), что не способствует комплектованию образовательных учреждений квалифицированными кадрами учителей, не привлекает молодежь на эти должности;
- необоснованному увеличению в структуре заработной платы работников переменной части оплаты труда, то есть «стимулирующих выплат», применение которых не всегда связано с исполнением основных должностных обязанностей, с качеством и результатами работы, что при отсутствии объективных и измеримых показателей приводит к непрозрачности и нередко к предвзятости в распределении этой части фонда оплаты труда;
- необоснованным различиям в размерах окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по должностям работников, входящим в один и тот же квалификационный уровень ПКГ;
- неправомерному установлению диапазонов размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по квалификационным уровням ПКГ;
- установлению по должностям работников, входящим в один и тот же квалификационный уровень ПКГ, различных размеров повышающих коэффициентов к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы;
- перенесению профессий рабочих и должностей служащих в другие профессиональные квалификационные группы и квалификационные уровни ПКГ;
- применению понижающих коэффициентов по должностям служащих, сформированным в профессиональную квалификационную группу должностей, занятие которых требует наличия высшего образования, в случае принятия на такую должность лица, у которого отсутствует высшее образование.
Методические рекомендации разработаны с учетом положений ст. 144 Трудового кодекса РФ, предусматривающей, что системы оплаты труда работников государственных и муниципальных организаций устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами прежде всего в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Для организаций сферы образования такими федеральными нормативными правовыми актами, иными актами, содержащими нормы трудового права, с учетом которых должны регулироваться системы оплаты труда, являются:
- Трудовой кодекс РФ (статьи 100, 144, 333) (далее - ТК РФ);
- постановление Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. №678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций» (далее -Номенклатура должностей);
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. №1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре»;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 мая 2016 г. №536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность», согласованный с Минтрудом РФ и Минздравом РФ (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 июня 2016 г.);
- постановление Министерства труда и социального развития РФ от 30 июня 2003 г. №41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры», зарегистрированное Минюстом России 7 августа 2003 г., регистрационный №4963 (далее - постановление Минтруда России №41);
- приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 октября 2010 г., регистрационный №18638) с изменением, внесенным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 мая 2011 г. №448н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 июля 2011 г., регистрационный №21240) (далее - квалификационные характеристики);
- приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 мая 2008 г. №216н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования» (с изменениями);
- Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, ежегодно принимаемые в соответствии со статьей 135 ТК РФ;
- указы Президента Российской Федерации от 2012 года, включая указ от 7 мая 2012 г. №597;
- Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 26 ноября 2012 г. №2190‑р;
- Отраслевое соглашение по организациям, находящимся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, на 2018-2020 годы, заключенное между Министерством образования и науки РФ и Профсоюзом работников народного образования и науки Российской Федерации 6 декабря 2017 г. (зарегистрировано в Федеральной службе по труду и занятости 22 декабря 2017 г., регистрационный номер 5129‑Т3), рекомендованное к использованию при заключении региональных и территориальных соглашений (далее - Отраслевое соглашение).
Методические рекомендации разработаны в целях:
- унификации систем оплаты труда работников, имеющих одинаковую трудовую функцию;
- обеспечения единых принципов формирования гарантированных размеров ставок заработной платы (окладов, должностных окладов);
- упорядочения структуры заработной платы работников путем перераспределения средств, предназначенных на оплату труда, на увеличение размеров ставок заработной платы педагогических работников, для которых установлены нормы часов учебной (преподавательской) работы, педагогической работы;
- определения единого порядка исчисления заработной платы педагогических работников с учетом фактического объема учебной (преподавательской) работы, педагогической работы;
- обеспечения равной оплаты за труд равной ценности путем применения повышающих коэффициентов (процентов) к зарплате за фактический объем учебной (преподавательской) работы, педагогической работы, а не путем повышения ставок, образующих новые их размеры;
- определения порядка регулирования дополнительной оплаты с учетом видов выплат компенсационного характера, в том числе за дополнительные виды работ, связанные с дополнительными трудозатратами (классное руководство; проверка письменных работ; заведование учебными кабинетами, лабораториями, мастерскими, учебно-опытными участками; руководство методическими объединениями; другие дополнительные виды работ) (п. 5.11.8 Отраслевого соглашения);
- определения порядка регулирования оплаты труда с учетом видов выплат стимулирующего характера.


Формирование средств, предназначенных на установление размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников организаций сферы образования
В Методических рекомендациях, Единых рекомендациях по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, принятых на 2018 год, а также в Отраслевом соглашении синхронизированы направления действий по формированию системы оплаты труда работников организаций сферы образования, связанных с необходимостью упорядочения структуры заработной платы работников, обеспечиваемых путем перераспределения средств, предназначенных на оплату труда, с тем чтобы на установление размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников направлялось не менее 70 процентов фонда оплаты труда организации.
При этом при упорядочении структуры заработной платы предложено не учитывать средства, направляемые на применение районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Принимая во внимание, что применение к заработной плате районных коэффициентов предусмотрено не только в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, но и в других местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями (в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, в высокогорных районах, в пустынных и безводных местностях), при определении доли фонда оплаты труда, не менее 70% которого необходимо направлять на установление размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, предлагается также не учитывать средства, планируемые на применение районных коэффициентов, начисляемых на фактический заработок работников.
Органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в целях обеспечения равной оплаты за труд равной ценности и недопущения различий в размерах окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по должностям работников, входящим в один квалификационный уровень ПКГ, могут быть также приняты решения о направлении не менее 70% средств фонда оплаты труда на установление окладов (должностных окладов), ставок заработной платы без учета части средств фонда оплаты труда, предназначенных на выплаты компенсационного характера, если они связаны с компенсацией работы:
- в организациях, расположенных в сельской местности;
- в организациях, в которых выплаты компенсационного характера за специфику работы предусмотрены в значительных размерах, а также по двум и более основаниям.
Формирование размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников организаций сферы образования
В Методических рекомендациях размеры ставок заработной платы (должностных окладов) педагогических работников, руководителей структурных подразделений и работников из числа учебно-вспомогательного персонала общеобразовательных организаций предлагается устанавливать по квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп должностей работников образования (приказ Минздравсоцразвития России от 5 мая 2008 г. №216н) (далее - квалификационные уровни ПКГ).
Размеры должностных окладов устанавливаются в организации по квалификационному уровню ПКГ по должностям работников, для которых установлена продолжительность рабочего времени 30 или 36 часов в неделю, и являются фиксированными размерами оплаты труда работников за исполнение должностных обязанностей, предусмотренных должностными инструкциями, разработанными с учетом соответствующих квалификационных характеристик, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Размеры ставок заработной платы в организации устанавливаются по квалификационному уроню ПКГ по должностям педагогических работников, для которых определены нормы часов педагогической работы или учебной (преподавательской) работы за ставку заработной платы, составляющие 18, 20, 24, 25, 30 или 36 часов в неделю. Размеры ставок заработной платы являются фиксированными размерами оплаты, применяемыми для расчета заработной платы за фактический объем педагогической работы и (или) учебной (преподавательской) работы без применения к ним каких-либо повышающих коэффициентов (повышений в процентах).
Следует отметить, что согласно приказу Минздравсоцразвития России от 6 августа 2007 г. №525 «О профессиональных квалификационных группах и утверждении критериев отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам» по общему правилу ПКГ сформированы с учетом минимальных требований, необходимых для выполнения трудовой функции. При отнесении к квалификационным уровням ПКГ учтена сложность труда по должностям.
Вместе с тем, поскольку этим же приказом установлено, что отдельные должности работников как имеющие важное социальное значение могут быть отнесены к ПКГ должностей служащих, исходя из максимальных требований к уровню образования, формирование ПКГ и квалификационных уровней ПКГ по должностям педагогических работников осуществлено исходя из максимальных требований, необходимых для выполнения трудовой функции, независимо от того, что к большинству должностей педагогических работников по-прежнему предъявляются квалификационные требования о наличии среднего профессионального или высшего образования.
Согласно положениям Методических рекомендаций к размерам ставок заработной платы или должностных окладов по квалификационному уровню ПКГ не могут применяться понижающие коэффициенты, если на должность, включенную в квалификационный уровень ПКГ, занятие которой требует наличия высшего образования, принят работник, у которого отсутствует высшее образование.

Формирование размеров должностных окладов или ставок заработной платы по квалификационным уровням ПКГ организации с учетом положений приказа Мин­здрав­соцразвития России от 5 мая 2008 г. №216н представлено ниже в таблицах. (В случае формирования по квалификационным уровням ПКГ размеров должностных окладов или ставок заработной платы нормативным правовым актом органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления их размеры в графе 3 следует именовать «минимальные должностные оклады», «минимальные ставки заработной платы»).
Выплаты стимулирующего характера
При конкретизации видов выплат стимулирующего характера с использованием Методических рекомендаций необходимо учесть, что помимо выплат, которые предусмотрены в Перечне видов выплат стимулирующего характера, утвержденном приказом Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2007 г. №818 (за интенсивность и высокие результаты работы, за стаж непрерывной работы, за качество выполняемых работ, премиальные выплаты по итогам работы), могут применяться и иные выплаты, которые следует подразделять на выплаты, носящие обязательный (постоянный) характер, и выплаты, направленные на стимулирование работника к качественному результату труда, а также на поощрение за выполненную работу (согласно показателям и критериям оценки эффективности деятельности, предусмотренным в организации).
В Методических рекомендациях выплату за наличие квалификационной категории, установленной по результатам аттестации, проводимой в порядке, установленном приказом Минобрнауки России от 7 апреля 2014 г. №276, предложено относить к выплатам стимулирующего характера, носящим обязательный (постоянный) характер, поскольку согласно пункту 3 Порядка аттестации обеспечение дифференциации размеров оплаты труда педагогических работников с учетом установленной квалификационной категории и объема их преподавательской (педагогической) работы является одной из задач проведения аттестации.
Отраслевым соглашением закреплена также необходимость существенной дифференциации в размерах оплаты труда педагогических работников, имеющих квалификационные категории, установленные по результатам аттестации. При этом повышающие коэффициенты за наличие квалификационной категории предложено применять к заработной плате, исчисленной с учетом фактического объема педагогической (преподавательской) работы (п. 5.2.2 Отраслевого соглашения), а не путем повышения самой ставки заработной платы, то есть установления ее в новом повышенном размере.
Выплаты за стаж непрерывной работы также следует относить к выплатам, носящим обязательный (постоянный) характер, поскольку они не могут быть отменены или уменьшены, если зависят от конкретной непрерывной продолжительности работы. Изменение выплат может осуществляться только в сторону их увеличения, если условием увеличения выплат является увеличение стажа. Дифференциацию размеров выплат за стаж непрерывной работы предложено осуществлять с помощью коэффициентов или процентов от размеров ставок заработной платы или должностных окладов работников, устанавливаемых по квалификационному уровню ПКГ, а работников, не включенных в профессиональные квалификационные группы, - от размеров окладов (должностных окладов), установленных трудовым договором.
Порядок и условия исчисления стажа непрерывной работы (учет стажа непрерывной работы в конкретном учреждении, в конкретном регионе, конкретном муниципалитете, в конкретной местности, в сфере образования и т. д.), а также размеры коэффициентов (процентов) могут быть определены с учетом целей и задач, которые преследуются при введении такой стимулирующей выплаты.
Выплаты стимулирующего характера по другим основаниям (за интенсивность и высокие результаты работы, за качество выполняемых работ, премиальные выплаты по итогам работы и другие) должны определяться на основе показателей и критериев оценки эффективности деятельности педагогических и иных работников.
При этом согласно пункту 5.2.3 (последний абзац) Методических рекомендаций при разработке показателей и критериев эффективности деятельности работника не рекомендуется вводить стимулирующие выплаты, в отношении которых не установлены конкретные измеримые параметры (например, за добросовестное выполнение обязанностей, интенсивность труда, качество труда и др.), а также вводить стимулирующие выплаты в зависи­мости от формализованных показателей успеваемости обучающихся, что, к сожалению, имеет широкое распространение на практике, как показал анализ положений о выплатах стимулирующего характера, размещенных на сайтах образовательных организаций.


Выплаты компенсационного характера
В Методических рекомендациях помимо выплат компенсационного характера, регулируемых непосредственно Трудовым кодексом РФ и иными федеральными нормативными правовыми актами, содержатся положения, указывающие на выплаты компенсационного характера с учетом особенностей и специфики деятельности образовательных организаций, к которым относятся выплаты:
- в размере не ниже 35 процентов часовой тарифной ставки (части оклада (должностного оклада) за работу в ночное время, как это закреплено в Отраслевом соглашении;
- за дополнительную работу, не входящую в прямые должностные обязанности педагогических работников согласно квалификационным характеристикам, но непосредственно связанную с деятельностью общеобразовательных организаций по реализации образовательных программ (выполнение работ по классному руководству, проверке письменных работ, заведованию отделениями, филиалами, учебно-консультационными пунктами, кабинетами, отделами, учебными мастерскими, лабораториями, учебно-опытными участками, руководству предметными, цикловыми и методическими комиссиями и другая дополнительно оплачиваемая работа, выполняемая с письменного согласия педагогических работников);
- за работу с обучающимися, воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья (или) нуждающимися в длительном лечении;
- за работу в учреждениях, расположенных в сельской местности; в учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением, а также для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- за осуществление индивидуального обучения на дому обучающихся, которые по медицинским и психолого-педагогическим показаниям не могут обучаться в общеобразовательных учреждениях на общих основаниях, за индивидуальное и групповое обучение детей, длительно находящихся на лечении в стационарном лечебном учреждении.
При применении Методических рекомендаций в целях разработки систем оплаты труда работников организаций целесообразно учитывать также положения Отраслевого соглашения, связанные с особенностями регулирования вопросов оплаты труда, в том числе связанных с сохранением уровня оплаты труда работников в случаях истечения срока действия квалификационной категории, с Особенностями исчисления заработной платы преподавателей образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования и (или) профессионального обучения (приложение 2 к Отраслевому соглашению), с Рекомендациями о закреплении в региональных и территориальных соглашениях, в коллективных договорах положений об оплате труда педагогических работников с учетом имеющейся квалификационной категории за выполнение педагогической работы по должности с другим наименованием, по которой не установлена квалификационная категория, а также в других случаях (приложение 3 к Отраслевому соглашению).


Оплата труда в отдельных случаях
Следует учесть, что в отдельных случаях оплата труда учителей, преподавателей и других педагогических работников общеобразовательных организаций может осуществляться не на основе ставок заработной платы, а на условиях почасовой оплаты, которая применяется:
- при оплате за часы, выполненные в порядке замещения отсутствующих по болезни или другим причинам учителей, преподавателей и других педагогических работников, продолжавшегося не свыше двух месяцев;
- при оплате за часы педагогической работы, выполненные учителями при работе с заочниками и детьми, находящимися на длительном лечении в больнице, сверх объема, установленного им при тарификации;
- при оплате за педагогическую работу специалистов организаций (в том числе из числа работников органов, осуществляющих управление в сфере образования, а также методических и учебно-методических кабинетов), привлекаемых для педагогической работы в общеобразовательные учреждения;
- при оплате труда за часы педагогической (преподавательской) работы в объеме 300 часов в год в другой общеобразовательной организации (в одной или нескольких) сверх учебной нагрузки, выполняемой по совместительству на основе тарификации.
Размер оплаты за один час педагогической работы определяется путем деления месячной ставки заработной платы педагогического работника за установленную норму часов педагогической работы в неделю на среднемесячное количество рабочих часов, установленное по занимаемой должности.
Среднемесячное количество рабочих часов определяется путем умножения нормы часов педагогической работы в неделю, установленной за ставку заработной платы педагогического работника, на количество рабочих дней в году по пятидневной рабочей неделе и деления полученного результата на 5 (количество рабочих дней в неделе), а затем на 12 (количество месяцев в году).

Комментарий подготовлен экспертом отдела по вопросам общего образования аппарата Общероссийского Профсоюза образования В.Н.ПОНКРАТОВОЙ