- Владимир Борисович, за последние годы в нескольких регионах России появились объединения работодателей, в которые входят руководители организаций бюджетной сферы. Насколько такие объединения важны для развития социального партнерства?
- Объединения работодателей пока не получили большого распространения в бюджетных отраслях, и говорить об этом приходится с сожалением. Российский союз промышленников и предпринимателей, основанный в 1991 году и представляющий интересы деловых кругов производственной сферы, добился принятия в 2002 году Федерального закона №156‑ФЗ «Об объединениях работодателей». В нем прописаны полномочия таких объединений, и их немало.
Замечу, что этими полномочиями обладает не любая ассоциация или союз.
К примеру, у нас есть Российский союз ректоров и его структурные подразделения (советы ректоров вузов) в регионах. Но он создан и зарегистрирован как общественная организация, а не в форме объединения работодателей, а потому не входит в трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений ни на федеральном, ни на территориальном уровне. Он не может участвовать в тех согласованных решениях, которые принимает правительство, профсоюз и объединение работодателей.
Общероссийский Профсоюз образования, как известно, участвует в работе Российской трехсторонней комиссии, куда помимо представителей Правительства РФ входит Российский союз промышленников и предпринимателей. И в процессе обсуждения на РТК нам зачастую приходится спорить не только с правительством, но и со стороной работодателей, поскольку у представителей РСПП по многим принципиальным вопросам интересы не совпадают с интересами бюджетников. Они не поддерживают предложения, с которыми мы выходим на РТК. Это вопросы оплаты труда, пенсионного обеспечения, то есть те, которые являются для нас коренными и принципиальными.
Поэтому в наших интересах, чтобы на федеральном уровне в объединении работодателей наряду с представителями реального сектора экономики появились и представители бюджетной сферы. Но для этого необходимо создание объединений работодателей на местах, в регионах, в соответствии с законом.
- В каких регионах объединения работодателей бюджетных отраслей уже есть?
- Если говорить о сфере образования, они есть в Астраханской области и Республике Марий Эл. В Псковской области тоже действует подобное объединение, в него входят руководители дошкольных образовательных организаций. Председатели региональных организаций профсоюза во многом содействовали их созданию, они нашли понимание и в органах управления образованием, и среди представителей работодателей на местах.
Формирование объединения работодателей - нелегкая работа, она связана с образованием и регистрацией юридического лица, выделением помещения, определенными материальными затратами. Но появление и развитие таких объединений в образовании принесет несомненную пользу. Как я уже говорил, в результате мы получаем равноправного партнера в переговорах, который по ряду принципиальных вопросов будет, как и профсоюз, вставать на защиту бюджетника. Кроме того, это партнер, с которым профсоюз может совместно проводить экспертизу значимых проектов. А это эксперты, опирающиеся на позицию профессионального сообщества, которое работает в данной территории, что само по себе очень важно.
Более того, в создании такого объединения заинтересованы и сами образовательные организации. Потому что сегодня экономика образования опирается на большую самостоятельность учреждений, когда сервисные функции лежат уже не на органах управления, а на самих организациях. Объединяясь, они способны эти функции делегировать тем структурам, которые сами и создают. Например, финансово обременительно каждой школе иметь профессионального юриста, но для объединения работодателей это по силам. То же самое относится и к методической службе.
Уже сегодня возникает масса вопросов, которые мы должны решать за столом переговоров, в рабочих группах, при соответствующей экспертной поддержке. В дальнейшем профсоюз от громких акций все больше будет переходить к переговорной работе, которая потребует большего профессионализма. И в этой ситуации такая структура, как объединение работодателей, уже сейчас играет очень важную роль, но еще большую роль она будет играть в будущем.
- Почему сами руководители образовательных организаций не стремятся к таким объединениям, если это в их интересах?
- Здесь важна инициатива и поддержка профессионального союза. Учредитель по 278‑й статье Трудового кодекса Российской Федерации может освободить руководителя образовательной организации от занимаемой должности без объяснения причин. Инициатива у нас не всегда приветствуется, и ее последствия не всегда предсказуемы.
Профсоюз создан для того, чтобы представлять интересы работников, а руководители организаций - это те же наемные работники. Поэтому инициатором и посредником в создании объединения работодателей может и должен выступать профсоюз, а работодатели, точнее их представители в лице руководителей образовательных организаций, с удовольствием этой структурой воспользуются для того, чтобы лоббировать свои интересы. А значит и интересы сферы образования, интересы профсоюза.
Нужно признать, что в большинстве территорий органы управления образованием пока не заинтересованы в создании таких объединений. Им проще работать с неструктурированным массивом организаций, но грамотные руководители такое объединение поддержат.
- То есть вы хотите призвать лидеров региональных, межрегиональных профсоюзных организаций к созданию таких объединений?
- Безусловно. Я считаю, что это одно из самых актуальных направлений деятельности. И в определенном смысле - показатель грамотности и зрелости профсоюзной организации, ее авторитетности в своем регионе, среди представителей органов власти. У нас на сегодняшний день много председателей региональных организаций, которым под силу развивать это направление работы. Практика тех региональных организаций профсоюза, где такие объединения созданы, показывает значимость этого направления деятельности, его актуальность и эффективность в решении тех задач, которые стоят перед профсоюзом.
- Сколько должно быть региональных объединений работодателей, чтобы вый­ти на уровень России?
- Более чем в половине регионов Российской Федерации. Тогда можно говорить об общероссийском объединении работодателей бюджетной сферы. Такое объединение сможет войти как полноценная структура в уже существующее объединение работодателей, действующее на уровне Российской трехсторонней комиссии.

Информация к сведению

Виды объединений работодателей и предъявляемые к ним требования определены в статье 4 Федерального закона «Об объединениях работодателей».

Так, общероссийское объединение работодателей - объединение, в которое входят не менее чем три общероссийские отраслевые (межотраслевые) объединения работодателей, а также региональные объединения работодателей, в совокупности осуществляющие свою деятельность на территориях более половины субъектов РФ.
Общероссийское отраслевое (межотраслевое) объединение работодателей - объединение, в которое входят работодатели отрасли (отраслей) или вида (видов) экономической деятельности, которые в совокупности осуществляют свою деятельность на территориях более половины субъектов РФ и (или) с которыми состоит в трудовых отношениях не менее половины общего числа работников этой же отрасли (отраслей) или этого же вида (видов) экономической деятельности.
Межрегиональное объединение работодателей - объединение, в которое входят региональные объединения работодателей, в совокупности осуществляющие свою деятельность на территориях менее половины субъектов РФ.
Межрегиональное отраслевое (межотраслевое) объединение работодателей - объединение, в которое входят соответствующие региональные отраслевые (межотраслевые) объединения работодателей, в совокупности осуществляющие свою деятельность на территориях менее половины субъектов РФ.
Региональное объединение работодателей - объединение, в которое входят территориальные объединения работодателей, региональные отраслевые (межотраслевые) объединения работодателей, территориальные отраслевые (межотраслевые) объединения работодателей, иные некоммерческие организации, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности, которые в совокупности осуществляют свою деятельность на территориях не менее одной четвертой части муниципальных образований соответствующего субъекта РФ (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), или не менее двадцати пяти работодателей, осуществляющих свою деятельность на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Региональное отраслевое (межотраслевое) объединение работодателей - объединение, в которое входят соответствующие территориальные отраслевые (межотраслевые) объединения работодателей и (или) работодатели этой же отрасли (отраслей) или этого же вида (видов) экономической деятельности, осуществляющие свою деятельность на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Территориальное объединение работодателей - объединение, в которое входят территориальные отраслевые (межотраслевые) объединения работодателей и (или) работодатели, осуществляющие свою деятельность на территории соответствующего муниципального образования.
Территориальное отраслевое (межотраслевое) объединение работодателей - объединение, в которое входят работодатели отрасли (отраслей) или вида (видов) экономической деятельности, осуществляющие свою деятельность на территории соответствующего муниципального образования.
В наименование объединения работодателей могут включаться слова «союз», «ассоциация», «партнерство». Но при этом оно обязательно должно содержать указание на вид объединения работодателей в соответствии со статьей 4 федерального закона.