Педагогический коллектив школы №1529 большое внимание уделяет адаптации обучающихся с нарушенным слухом в социуме, активно используя ресурсы столицы. Организуем проекты, в которых могут принимать участие неслышащие дети. Это олимпиады, выездные мастер-классы, мероприятия благотворительных организаций, конкурсы и фестивали детского и юношеского творчества, экскурсии и многое другое.
С большим интересом обучающиеся принимают участие в командном и индивидуальном зачете олимпиады «Музеи. Парки. Усадьбы». Эта олимпиада помогает детям не только получить знания о деятелях культуры, исторических событиях, архитектурных памятниках во время посещения музеев и при выполнении заданий, но и проявить сплоченность, взаимопомощь, командный дух.
Ежегодно обучающиеся участвуют в метапредметной олимпиаде «Не прервется связь поколений», которая мотивирует изучение истории страны, своего города, семьи; воспитывает в душах подрастающего поколения любовь к своему Отечеству, уважение к событиям, которые происходили и происходят в нашей стране, сохраняя память о незабываемых подвигах ветеранов войны и труда, которые сделали и делают нашу страну великой. И, что немаловажно, дети с нарушенным слухом пробуют себя в необычной роли корреспондента, журналиста, писателя, работая над конкурсным очерком, эссе, сочинением-рассуждением на предложенные темы.
Уже 10 лет ребята становятся участниками Фестиваля жестовой песни «Душа поет», в котором принимают участие творческие коллективы из разных регионов Российской Федерации. Дружеская атмосфера фестиваля помогает не только раскрыть творческие способности, но и расширить круг общения и приобрести новых друзей.
На протяжении многих лет участие в городском фестивале для детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья «Семицветик» помогает раскрыть всевозможные таланты детей - инвалидов по слуху, участвующих в разнообразных номинациях: сценическая хореография, вокальное искусство, включая жестовое пение, изобразительное искусство, художественное слово.
Особенно интересно проходит фестиваль детского (юношеского) творчества «1+1», в котором принимал участие интегрированный творческий коллектив, состоящий из обучающихся с нарушением слуха, нарушением зрения и воспитанников детского сада школы №1529. Это мероприятие дало бесценный опыт общения ребят разного возраста друг с другом, понимания и нахождения способов творческого взаимодействия между собой.
Ребята приняли участие в школьном этапе московских городских соревнований «Школа безопасности». Благодаря соревнованиям обучающиеся приобрели и закрепили на практике навыки, необходимые каждому человеку в повседневной жизни: правила поведения в чрезвычайных ситуациях, оказание первой помощи.
Особо значимым для неслышащих обучающихся является выбор своего жизненного пути - определение будущей профессии, поэтому пристальное внимание уделяется работе по профориентации не только с выпускниками, но и со всеми старшеклассниками. Каждый год для обучающихся с нарушением слуха расширяется спектр современных, интересных профессий. Ребята вместе с педагогами посещают профессиональные образовательные учреждения, знакомятся с профессиями, участвуют в мастер-классах, делают свой выбор и начинают посещать подготовительные курсы по понравившейся специальности.
Еще одним из очень интересных направлений социализации являются увлекательные и познавательные выездные творческие мастер-классы музеев, клубов, фондов города Москвы.
Ребята приняли активное участие в проекте «Твой возраст, мой возраст и возраст радуги» швейцарского художника Уго Рондиноне для музея современного искусства «Гараж». Обучающиеся под руководством сотрудников музея рисовали на больших фанерных заготовках радугу, которая впоследствии украшала одну из стен музея. Также обучающие приняли участие в увлекательном арт-эксперименте музея «Гараж». Детям с нарушенным слухом была дана возможность проявить фантазию, творчество при изготовлении из компьютерных деталей новогодних украшений, составить из отходного подручного материала флористические композиции.
Но, пожалуй, главное и самое важное во всей работе заключается в том, что общение с людьми, не владеющими жестовой и дактильной речью, побуждает неслышащих обучающихся активно использовать словесную речь для коммуникации со слышащими мастерами, педагогами, ребятами и детьми с различными ОВЗ; стараться самим понять поставленную задачу, предложенные пути ее реализации.
Участие в городских мероприятиях обогащает внутренний мир неслышащих детей; стимулирует их к познавательной деятельности, дает возможность проявить знания, умения, творческие способности, расширяет кругозор; мотивирует к использованию устной речи в общении с людьми; создает ситуацию успеха, укрепляет веру в свои силы, что способствует социокультурному развитию, успешной адаптации и социализации обучающихся с ОВЗ и инвалидностью.

Андрей ИЗМАЙЛОВ,
педагог-организатор школы №1529 имени А.С.Грибоедова