Наш опыт показывает, что важно выбирать наиболее эффективные инструменты, использовать методы альтернативной коммуникации, а не вкладывать ресурсы в работу над пассивным словарем в надежде, что когда-нибудь это принесет свои плоды. Специалисты и педагоги школы для обучения речевым и социальным навыкам используют такие методы, как «социальные истории», видеомоделинг, а также различные визуальные материалы, например список написанных правил для применения в общении или матрицы для правильного построения фраз.
Внеклассная и кружковая работа по формированию навыков социального опыта включает в том числе задачу обращения к окружающим с помощью альтернативной системы коммуникации, например с помощью карточек PECS, с применением коммуникативных планшетов или различного вида электронных приспособлений. Работа педагогов в системе МЭШ, ИКТ-поддержка образовательной деятельности учеников и использование информационного пространства как платформы для организации смешанного обучения способствуют созданию безбарьерной среды для обучающихся нашей школы.
Практические занятия, тренинги, кружки по психосоциальному развитию представляют собой смоделированные ситуации, максимально приближенные к реальной жизни (то, что можно организовать в рамках школьного здания и школьного двора), а также реальные ситуации (выходы за пределы школы в магазин, музей, театр, парк). В Москве у детей-инвалидов есть возможность бесплатного посещения музеев, дворцовых комплексов, театров и различных культурно-массовых мероприятий, что расширяет возможности социализации для детей с ОВЗ.
Учебные и внеурочные занятия в школе проектируются с учетом здоровьесберегающих технологий, с широким применением методов нейрокоррекции, включением кинестезиологических занятий в коррекционно-развивающий процесс. Педагоги и специалисты исходят из того, что для детей, у которых речевые расстройства связаны также с расстройствами моторного аппарата, интенсивная работа над моторикой может улучшить и речевые навыки, научить ребенка лучше контролировать свое тело. Педагоги школы активно применяют методы образовательной кинезиологии - активацию природных механизмов работы мозга с помощью физических упражнений. Упражнениями нейрогимнастики («Гимнастика мозга» Пола и Гейл Деннисон), которые благотворно влияют на развитие межполушарного взаимодействия, мелкой моторики, устранению дислексии и дисграфии включены в индивидуальные образовательные программы развития детей.
Проведение внутришкольных спортивных мероприятий, участие в спортивных соревнованиях наряду с нормотипичными детьми, подготовка к участию в Третьем национальном чемпионате «Абилимпикс», безусловно, способствует формированию навыков социализации.
В 2017-2018 учебном году в школе запущен внутришкольный проект по развитию социализации обучающихся с особыми образовательными потребностями и их интеграции в общество.
Школа расширяет партнерские связи с образовательными организациями профессионального образования. Заключены новые договоры о сотрудничестве с ОКГ «Столица», Московским колледжем бизнес-технологий. Подросткам-инвалидам, оканчивающим 9-10-е классы, в обязательном порядке в индивидуальную образовательную программу включены профессиональная ориентация и проектирование возможной трудовой траектории в соответствии с состоянием здоровья, его особенностями, тяжестью дефекта, их собственными интересами, склонностями и способностями.

Ирина КОЛОБАЕВА,
директор центра коррекции и развития №2124