В школе №1540 накоплен собственный более чем десятилетний опыт успешной работы с детьми с особыми образовательными потребностями, в том числе с детьми, имеющими расстройство аутистического спектра.
Анализируя этот опыт, можно сказать, что качественно выстроенная модель инклюзии создает психологически комфортную и безопасную среду для всех учеников школы. Возрастает профессионализм учителей в работе с разными группами детей, что позволяет поддерживать достаточно высокий уровень образования без проведения процедур предварительного отбора и селекции учащихся. Инклюзивная школа предполагает наличие сильной высокопрофессиональной службы психолого-педагогического сопровождения, которая должна обеспечивать поддержку всех участников образовательного процесса: учеников, учителей, родителей, администрации школы. В этом случае и ученики, и учителя чувствуют себя комфортно и защищенно, не стремятся уйти, чувствуя, что потребности сильных учителей и учеников не менее значимы для школы.
Итак, как же выстроена наша инклюзивная модель?
Все классы нашей школы, с 1-го по 11-й, являются инклюзивными, отдельных классов для детей с ОВЗ мы не открываем. Все дети с ОВЗ являются учениками общеобразовательных классов, при необходимости их сопровождает тьютор. Наиболее интенсивная психолого-педагогическая помощь оказывается на этапе начальной школы. Наша система предполагает, что все специалисты (нейропсихолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог) прежде всего работают с целым классом, наблюдают, как проявляют себя дети на уроках, консультируют учителей, проводят экспресс-диагностику, ведут с учителями бинарные уроки, постепенно обучая их своим технологиям. Все специалисты применяют в своей работе принципы поведенческого анализа. Сентябрь является диагностическим месяцем, когда специалисты психологической службы наблюдают за детьми на уроках и переменах, после этого проходят заседания консилиума и для каждого ребенка, который в этом нуждается, разрабатывается план коррекционных занятий, групповых или индивидуальных, индивидуальный образовательный маршрут. Такие же плановые консилиумы собираются в середине учебного года для обсуждения результатов и необходимой корректировки, а также в конце года для выработки плана работы на следующий год. В течение года мы обычно ведем видеозаписи уроков, чтобы потом обсудить их на заседаниях консилиума.
В 5-7-х классах модель сопровождения детей с особыми образовательными потребностями основана на технологии разноуровневого обучения. Вся параллель делится на группы по основным предметам, это создает возможность некоторой индивидуализации учебной траектории для каждого ребенка. Кроме больших групп, в каждой параллели создается еще малая группа для тех детей, кому тяжело учиться в большой группе, кто нуждается в максимально индивидуализированном подходе. В начале 5-го класса дети с ОВЗ обычно попадают в такую группу, хотя часть детей успешно обучаются и в больших предметных группах. По мере адаптации на ступени основной школы мы стараемся постепенно по возможности переводить детей из малых групп в большие. С 8-го по 11-й класс в школе осуществляется предпрофильное и профильное обучение. Там уже невозможна такая гибкая система, как на ступени с 5-го по 7-й класс. Возможна ситуация, когда ни один профиль в полной мере не подходит ребенку с ОВЗ. В этой ситуации составляется индивидуальный учебный план, включающий в себя в том числе и обучение с использованием дистанционных технологий. Продолжается сопровождение ребенка и семьи школьным психологом.
Отдельная работа - это формирование у всех детей принимающего отношения к особым детям с самого начала и на протяжении всей школьной жизни. Это целая система воспитательной работы, включающая тренинги, классные часы, выездные мероприятия, которые проводятся совместно сотрудниками психологической службы и классными руководителями.
Если на этапе начальной школы для нас наиболее важным является формирование учебного поведения, то в основной школе на передний план выступает развитие социальной компетенции учащихся с ОВЗ, развитие у них более сложных коммуникативных навыков. Для решения этих задач работает вся школьная система дополнительного образования (все кружки, секции, факультативы являются инклюзивными) и проектной работы. Также мы создаем коммуникативные клубы для особых подростков, где обсуждаем с ними все события их школьной жизни, работаем над развитием их эмоционального интеллекта.
Мы используем разные педагогические технологии сопровождения детей с ОВЗ на этапах начальной, средней и старшей школы, однако важными элементами всей выстроенной модели являются преемственность в работе специалистов, непрерывное психолого-педагогическое сопровождение детей на протяжении всего времени обучения в школе, командный подход в работе службы сопровождения.
Никакая настоящая инклюзия невозможна без работы с родителями особых и обычных детей. У нас активно работают родительские клубы, один из которых проводит совместные встречи всех родителей, где мы обсуждаем вопросы, важные для всех. Кроме этого есть клуб «Контакт», который оказывает консультативную и поддерживающую помощь родителям особых детей.
Итак, какие же преимущества получает школа с введением инклюзивного образования?
По наблюдениям многих педагогов и специалистов, детская популяция сейчас в школах неоднородна, очень много детей с трудностями в обучении. Для них очень важна максимально индивидуализированная среда, которая может отвечать образовательным потребностям каждого ребенка. Наличие в школе особых детей создает ситуацию необходимости участия в составе школьной команды специалистов различных направлений коррекционно-развивающей работы. Эти специалисты являются мощным ресурсом помощи учителям в работе со всеми детьми.
Инклюзивная образовательная среда делает необходимым формирование у учителя класса новых компетенций: необходимо уметь применять в своей работе различные педагогические технологии, структурированное обучение, дифференцированный подход, разноуровневое обучение и многое другое. Специалисты психолого-педагогической поддержки - психологи, нейропсихологи, дефектологи, логопеды помогают сформировать эти важные компетенции у учителей инклюзивных классов.
Воспитательное значение инклюзии для всех детей трудно переоценить. Если рассматривать школьную жизнь не как подготовку к будущему, а как самостоятельный самоценный этап жизни, то возможность для особого ребенка прожить этот этап так же ярко и эмоционально насыщенно не менее значима, чем у любого другого ребенка. И реальная, настоящая инклюзия может это обеспечить.
Если для особого ребенка ситуация обучения в сообществе нормативных сверстников является мощным фактором формирования социальных компетенций, то для остальных детей ситуация совместного обучения с особыми детьми также формирует у них принимающее отношение к людям, отличающимся от них, учит цивилизованно жить в ситуации человеческого разнообразия и многообразия. Но все это возможно только в том случае, когда мы имеем дело не с «дикой» инклюзией, а с выстроенной моделью, предполагающей формирование на уровне школы инклюзивной образовательной среды. Такая среда подразумевает проникновение принципов инклюзии во все стороны школьной жизни, включая принятие любых управленческих решений.
Эта модель показала свою устойчивость и эффективность при объединении в 2013-2014 гг. вокруг гимназии №1540 двух школ и трех детских садов в единый образовательный комплекс. Удалось распространить инклюзивную модель на все уровни образования и сделать весь комплекс инклюзивным. Фактически каждого ребенка, который становится воспитанником дошкольного отделения, до завершения им обучения в выпускном классе школы «ведет» единая, преемственно выстроенная психологическая служба, что создает благоприятную среду для перехода между ступенями обучения и делает более эффективной работу школы с родителями.
Инклюзия - это испытание на прочность и профессионализм всей образовательной среды школы. Но это одновременно и значительный ресурс, который может дать хороший импульс развитию всей школы.
К нам, в школу №1540, часто обращаются педагоги и специалисты Москвы и других регионов России, которые хотели бы развивать в своих школах инклюзивную образовательную среду. Мы всегда охотно консультируем наших коллег и готовы продолжать эту работу как для школ нашего МСД №1, так и для всех, кто считает наш опыт интересным и полезным.

Софья РОЗЕНБЛЮМ,
руководитель психолого-педагогической службы школы №1540