Так действительно, как?  Для себя ответ на данный вопрос я давно нашла в способе взаимодействия с детьми  -  в совместном творчестве. Никогда не устаревающий и всегда современный подход. Как бы ни менялись ученик и мир вокруг него, остается неизменным стремление любого ребенка к творческой, созидательной деятельности.
Так что же, скажете вы, забросить задачи и рисовать с ними на уроках или в игры играть? Неплохо бы иногда и поиграть, прекрасный вид учебной деятельности. Но, действительно,  где найти тот вид обучения, который позволит и научить, и развить интерес к предмету, и дать возможность ученику продемонстрировать не только знания и умения, но и навыки креативного и творческого мышления, самостоятельность и ответственность? Многие, думаю, уже  догадались, что этот вид деятельности - учебное проектирование.  
Более двадцати лет я занимаюсь в нашей школе проектной деятельностью, а в последние четыре года являюсь и преподавателем предмета «Индивидуальный проект». Решение о введении данного курса в учебный план старшей школы было принято администрацией благодаря  введению федеральных государственных образовательных стандартов старшей школы, и на сегодняшний день я с радостью отмечаю первые положительные результаты этого решения.
Но прежде чем говорить о результатах, давайте определимся, что такое учебный проект. Если говорить в общем, выполнение проекта  представляет собой решение задачи, сформулированной в процессе анализа выявленной проблемы для получения планированного результата. Вчитайтесь в последнюю фразу, что это, как не руководство к действию по решению любых жизненных  задач, встающих перед человеком? Недаром есть такое выражение в психологии «жизнь как проект». И именно об этом надо помнить, приступая с учениками к работе над учебным проектом.
У учебного проекта, как у любого многопланового явления, есть несколько сторон. С одной стороны, в проекте важна содержательная часть: если это учебный проект - то проектный продукт, его практическая ценность, полезность, востребованность, уникальность, если хотите. Если это исследование - то новизна информации, пусть даже субъективная, подтверждение или опровержение гипотезы исследования, постановка и описание эксперимента.
С другой стороны, и это мне представляется наиболее важным, проект - это набор проектных навыков, так необходимых нашим выпускникам в  современной жизни.
 Условия существования во все более глобализирующемся мире требуют от каждого из наших учеников как умения формировать собственную позицию по любому вопросу и решать постоянно возникающие нестандартные проблемы, так и умения находить компромисс с теми, кто имеет иную точку зрения.
Выполнение проекта позволяет подростку обратиться к собственным переживаниям, осознать их и сформировать на этой основе содержательное высказывание в форме творческого проектного продукта. Это требует от учащихся коммуникационных навыков, умения понимать культурные коды, особенности традиционного поведения разных народов, а также способности высказать свою мысль, точно передать замысел в публикации или изобразительной форме, как статичной, так и подвижной. Последнее в большой степени относится к так называемым медийным проектам, так любимым и развиваемым в нашей школе во многом благодаря многолетней работе школьной медиастудии «Открытый мир» под руководством замечательных педагогов Юрия Анатольевича Клыкова и Татьяны Валентиновны Городилиной.
Кроме того, проектное пространство для многих подростков способствует осознанию ценности собственной деятельности, значимости, уникальности и неповторимости.  Для многих учеников проект - пространство, где он  принимает самостоятельные решения, являясь полноправным автором своего продукта, для многих единственного в своем роде. И поэтому так необходимо дать почувствовать ученику ситуацию успеха, дать возможность поверить в свои силы. Только поняв, что такое успех, человек вновь и вновь будет к нему стремиться.
Но, к сожалению, употребляя слово «многие», я не могу сказать «все». Хотя очень бы и хотела. И в этом, думается мне, вина взрослых, стоящих рядом, руководителей проектов, учителей.
 Являясь куратором идущего сейчас межрайонного этапа Московского городского конкурса проектных и исследовательских работ обучающихся, я с сожалением вместе с экспертами вынуждена отклонять некоторое количество так называемых проектов из-за их явного реферативного характера. Реферат сам по себе прекрасная форма работы с информацией, и в былые времена, когда Интернет не был так всесилен,  реферат был отличной формой работы с первоисточниками в тиши библиотек и читальных залов. Теперь же это, как правило, простая компиляция и трансляция чужих работ, мыслей, фактов, исследований.
И ладно бы только это. В конце концов, реферат тоже имеет право на существование и выполняет свою роль «доклада по определенной теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников», как нам говорит все тот же всемогущий Интернет.
Хуже другое: рефераты маскируются под проекты, за продукт выдается сама презентация, забывая о том, что это лишь форма представления информации. Да, презентация может быть проектным продуктом, но только в случае, когда она является частью урока, или теста, или отдельным учебным либо просто информационным материалом.
Проводятся исследования, актуальность которых вызывает большие сомнения, я называю их «о вреде табака и пользе молока». С научной серьезностью доказываются очевидные вещи, проводится опрос среди 12(!) человек, и все это  лишь для того, чтобы уверенно утверждать, что «в проекте есть исследовательская часть». Какие гордость и удовлетворение от работы будет испытывать ученик, если вместо проекта, авторского продукта или самостоятельно проведенного и актуального исследования он является автором, если так можно сказать, имитации проекта?  Ведь рано или поздно он поймет, что занимался никому не нужной работой, и хорошо, если это произойдет не на защите проекта, а до того. А иначе неизбежны разочарования,  с которыми еще нужно суметь справиться. И гневный возглас «Ребенок столько времени потратил, а его не оценили!» руководителю проекта надо бы адресовать самому себе. Я уверена, что руководитель проекта наряду с автором несет ответственность за качество представленной работы, если он, конечно, руководитель проекта, а не просто ФИО на титульном слайде.
Эти проблемы в проектной деятельности неновы. Еще со времен конкурса «Грант префекта ЦАО» они обсуждались педагогическим сообществом. Тем более отрадно в этом году увидеть так много положительных моментов в организации такого масштабного конкурса, как Московский городской конкурс проектов, в просторечии называемый всеми МГК.
Во-первых, это разработка единых критериев для оценки проектных и исследовательских работ, благодаря чему в этом году на нашем межрайонном этапе САО-1 удается минимизировать субъективность в оценке работ, что было бы неизбежно при работе различных секций одновременно.
Во-вторых, наконец-то была поставлена точка в вопросе терминологии - проект или исследование. На информационном портале http://mgk.olimpiada.ru даны четкие рекомендации и по вопросу выбора типа работы,  и по вопросу правил оформления работ.
Ну и в-третьих, хочу выразить от своего имени и от имени своих коллег - руководителей проектов нашу искреннюю благодарность оргкомитету конкурса и гимназии №1505 в лице директора Леонида Анатольевича Наумова за организацию четкой работы информационного портала http://mgk.olimpiada.ru, благодаря которому процесс отбора и экспертизы работ на всех этапах конкурса стал ясным и прозрачным.
Заканчивая, хочу вернуться к началу. Обещала рассказать о достижениях, а получилось опять о проблемах. Как это по-нашему!.. Что ж, достижений немало.  Ежегодно все старшеклассники защищают проекты, многие из которых являются лауреатами и победителями таких крупных конкурсов, как «Старт в медицину», Фестиваль школьных СМИ, организуемый факультетом журналистики МГУ, медиафестиваль «Открытый мир», «Биосфера», «Потенциал»  и многие другие. Вот и на текущем межрайонном этапе МГК во многих номинациях есть наши проекты.

Татьяна БАРИНОВА,
 старший методист по информатизации школы №1253