Важна личная заинтересованность ребенка, у которого есть возможность самому что-то сказать, сделать, попытаться обсудить, заметить что-то интересное, найти собственный путь решения, увидеть конечный результат.
С детьми разбираются действия человека в городе и на природе, действия ребенка по отношению к другим детям или взрослым, результат и последствия. Например, зачем ухаживать за комнатными растениями, что будет, если, к примеру, не поливать их или делать это неправильно?
Мы учимся различать качества важных для природы последствий действий человека. Рассматриваются виды последствий - благоприятные (например, при посадке цветов на клумбы) и неблагоприятные (слив промышленных отходов в реку), краткосрочные, которые заметны сразу (поломка игрушки), и долгосрочные, которые проявятся спустя некоторое время (правильное или неправильное питание). Анализируем обратимые и необратимые последствия. Необратимые последствия отличаются от обратимых последствий тем, что в первом случае результат закреплен и вернуться в исходное состояние нельзя. Во втором случае такое возвращение к исходной точке возможно.
Дети учатся анализу событий, прогнозу последствий и изменению ситуации для предотвращения неблагоприятных последствий. Изучают сочетания последствий на конкретных примерах. Конечно же, для работы используются знакомые детям ситуации, так как возможность анализа, прогноза и изменения ситуации на данном возрастном этапе зависят от имеющихся знаний и опыта, а не от способности мышления. Например, можно проанализировать ситуацию, когда дети ломают или ремонтируют игрушки, срывают или сажают цветы, правильно по погоде одеваются или пробуют снег и лед на вкус.
Особый интерес для работы представляют обратимые благоприятные последствия. Это такое желаемое состояние, которое требует постоянной поддержки, особого внимания со стороны человека. В противном случае под действием каких-либо факторов благоприятный результат может быть потерян и все вернется к исходному состоянию. Примером такого обратимого процесса может быть состояние здоровья, которое требует постоянных заботы и внимания.
Решение вышеизложенных задач осуществляется на экологическом материале, который в свою очередь организован тематически в соответствии с календарным циклом. В рамках дополнительного образования и работы кружка с детьми проводится цикл занятий по ознакомлению с новой терминологией (действие, результат, последствие). Изучаются различные виды последствий, разбираются конкретные ситуации из нашей жизни. Проводятся циклы занятий и досугов: «Ребенок и природа: безопасность и растительный мир», «Экологическая безопасность в городе», «Комнатные растения», «Мой двор», «Зимние забавы» и «Правильное питание», «Мы сортируем мусор» и многие другие.

Людмила МАНСАРЛИЙСКАЯ,
старший методист школы №1529;
Наталья ТИМОШЕНКО,
педагог-организатор школы № 1529