​Человек в XXI веке, который не будет уметь пользоваться ЭВМ, будет подобен человеку ХХ века, не умевшему ни читать, ни писать.
Академик Виктор Глушков


Цель современного образования в рамках дисциплины «Информатика» уже не ставится как подготовка квалифицированного пользователя, то есть человека, умеющего только работать с готовыми программными продуктами. Сейчас мы стремимся подготовить специалистов, способных самостоятельно разрабатывать и создавать новый продукт, причем принципиально отличающийся от созданного ранее. То есть мы должны понимать, что это та информатика, которая должна научить чему-то в будущем. А значит, задача «обновленного» учителя информатики сделать уроки более насыщенными и продуктивными. А заинтересовать можно такими новыми, но активно развивающимися направлениями, как искусственный интеллект, технологии блокчейна, технологии кибербезопасности.
Инженерная подготовка старшеклассников представляет собой передачу суммы не столько теоретических знаний, сколько практических умений и навыков и даже формирование у ребят определенных черт характера. В результате расширяется общетехнический кругозор, появляется устойчивое понимание практического смысла школьных заданий.
Современное состояние информатики характеризуется повсеместным переходом к новой объектно-ориентированной парадигме программирования, поэтому в нашем комплексе на уроках информатики упор делается на изучение программирования, а также на освоение навыков объектно-ориентированного программирования, что в значительной степени снимает проблему, с которой встречаются первокурсники.
Важным направлением является и 3D-моделирование. Например, в нашем комплексе ученики 8-го класса переходят к изучению автоматизированного проектирования с использованием графического пакета T-FLEX CAD. После создания виртуальной 3D-модели ученики печатают ее на 3D-принтере. Навыки 3D-моделирования уже востребованы не только в кругу узких специалистов в НИИ и на производстве, но и в быту.
Всем этим перечисленным направлениям сегодня можно найти поддержку в Московской электронной школе. МЭШ - это система, где уже сегодня есть многие разработанные направления. Самым главным в этой системе я считаю возможность работы в сообществе учителей.
Для развития электронной платформы хочу предложить возможность импортирования в сценарий МЭШ обычной презентации - это ускорит создание такого урока, тем более что у большинства учителей такие сценарии записаны именно при помощи презентации. А лучше, чтобы и заметки такой презентации копировались в слайд учителя.
Готовлюсь к олимпиаде «Новый учитель новой информатики. Перезагрузка». Ведь олимпиады, как и другие конкурсы, и не только для учителей, действительно способствуют процессу перезагрузки, так как не только поддерживают интерес к научной области, частью которой является преподаваемый предмет, что и без того самоценно, но и стимулируют активность, инициативность, трудолюбие в учителе, желание продолжать учиться и развиваться в профессии. Мне для участия в конкурсе «Новый учитель новой информатики. Перезагрузка» нужно проявить особую творческую инициативу, мобилизовать свои силы на решение новых задач. Это не только подготовить электронные уроки в среде Московской электронной школы, но и получить возможность участвовать в хакатоне, то есть показать и развивать собственное умение работать в команде профессионалов. Такая деятельность по разным направлениям поможет мне развивать свой собственный уникальный профессиональный и творческий мир. С помощью подобных олимпиад любой учитель, в том числе и я, может проверить компетенции, коммуникабельность, творческий настрой не только у себя самого, но и сравнить свой уровень внутри профессионального сообщества. А еще образовательные олимпиады и конкурсы объединяют коллективы школ, побуждают их к сотрудничеству, предоставляя широкие возможности для личностно ориентированного саморазвития, развития проектной деятельности. И моя задача - найти новые грани такого сотрудничества, расширить свой кругозор и «перезагрузить» свое понимание происходящего в мире информационных технологий.
Новая информатика станет локомотивом, который потянет за собой другие науки, и, скорее всего, на очень большой скорости. А я хотел бы поучаствовать в этом движении.

Алексей АНАТОЛЬЕВ,
учитель информатики
школы №1501