Председателем управляющего совета школы №2123 имени Мигеля Эрнандеса стал первый вице-президент группы компаний «Просвещение» Михаил КОЖЕВНИКОВ. В интервью «Учительской газете-Москва» он рассказал, какие факторы влияют на достижение школьниками высоких образовательных результатов, почему лучшим московским учителям информатики нужно побывать в Силиконовой долине и что может изменить управляющий совет в отдельно взятой школе.
- Михаил Юрьевич, в своих выступлениях вы не раз говорили, что инвестиции в образование - и государственные, и частные - должны способствовать достижению высокого и прогнозируемого образовательного результата. Могли бы вы разъяснить, из чего складывается образовательный результат? Какова главная составляющая?
- Чтобы школьники могли достичь высоких образовательных результатов, необходимо несколько факторов, из которых самый важный - подготовка учителя. Я имею в виду не только его знание предмета, хотя и это, конечно, важно, но и умение мотивировать детей на эффективную учебу, увлечь их за собой в путешествие в мир познания.
Учитель - это человек, который все время учится сам. Только в этом случае он может передавать детям знания, скорость обновления которых в современном мире стала воистину фантастической. Мотивировать учителя к работе над собой, давать ему инструменты для постоянного саморазвития, - одна из ключевых задач системы образования. Тогда и его ученики смогут достичь высоких образовательных результатов.
- Какие еще, на ваш взгляд, факторы определяют успешное достижение высокого образовательного результата?
- Это также информационная образовательная среда, в которой организован учебный процесс, инфраструктура школы, состоящая из определенных элементов.
Каждый школьный кабинет должен быть укомплектован в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, где должно быть все, что необходимо для учебы. Укомплектованы школьные лаборатории, рекреации, столовая, другие пространства, которые можно использовать, например, для проектных работ, для занятий спортом, вообще для здорового образа жизни.
Вся инфраструктура школы должна быть построена под решение образовательных задач, в соответствии с образовательными результатами, которых мы хотим достичь. Сейчас нельзя в школе, оснащенной на уровне  середины прошлого века, уверенно получать высокие результаты и обеспечивать высокую мотивацию детей на дальнейшее развитие и, если хотите, на стремление к счастью - как личному, так и общественному. Ведь вокруг такой школы все так уныло.
- Какое место, на ваш взгляд, в современной школе занимает воспитание?
- Любой учитель обязан работать в образовательной парадигме, которая воспитывает будущих граждан, формирует у них ментальность, культуру, характерную для страны и в то же время для конкретного региона. Я убежден, что воспитание должно сочетаться с профессиональной ориентацией, оно должно помочь школьнику выбрать будущую профессию. И это, кстати, тоже важный элемент, из которого складываются высокие образовательные результаты. Он может предлагаться детям в рамках дополнительного образования, возможность организации которого сегодня есть у каждой московской школы.
Необходимо формировать в коллективе детей общественную среду, обеспечивать их социализацию, эффективное взаимодействие друг с другом, формировать у них навыки, которые помогут добиться успеха в жизни. И над этим работает каждая московская школа. А раньше все это было заложено в работу школьных общественных организаций - школьники собирали макулатуру, помогали старшим и младшим, участвовали в субботниках, социально значимых мероприятиях, и все это помогало им социализироваться, пробовать разные социальные роли.
- Группа компаний «Просвещение» поддержала московскую олимпиаду «Новый учитель новой информатики. Перезагрузка», которая проводится, чтобы помочь учителям информатики работать по-новому. Вы даже пообещали свозить победителей в Силиконовую долину. Чем обусловлен ваш интерес к этому предмету?
- На мой взгляд, информатику в школе не стоит считать лишь отдельным предметом. Информационные технологии пронизывают все области знаний, поэтому владение ими - необходимая ключевая компетенция любого активного работника практически любой профессии. Информатика в школе должна стать интеграционной базой, на которой строится глубокое погружение в любой предмет, а главное - межпредметные функциональные связи. Без цифрового пространства невозможно обеспечить их наглядность.
Чтобы дети в школе могли приобретать эти компетенции, необходимо резко повысить уровень подготовки учителей информатики за очень короткий срок. Нужно привлечь в школу молодых учителей информатики - перспективных ребят, вчерашних выпускников вузов, работников реального сектора, которые могли бы передавать свои компетенции детям. И такая программа сейчас реализуется в Москве, я уверен в ее будущей эффективности.
Что касается олимпиады учителей, то «Просвещение» ее полностью поддерживает, мы готовы войти в жюри и организовать поездку лучших московских учителей информатики в ядро цифрового будущего, которое на сегодняшний день формируется в Силиконовой долине.
- Вы стали председателем управляющего совета школы №2123 имени Мигеля Эрнандеса. Что означает для вас эта должность?
- Для меня это хорошая возможность вникнуть в задачи, которыми сейчас живет современная московская школа, серьезный, большой образовательный комплекс. К тому же мне интересно понять, что я сам могу сделать конкретного для решения задач, которые стоят перед школой. В образовании и в образовательном бизнесе я работаю довольно давно, и для меня это интересный вызов.
Очевидно, я мог бы помочь школе расширить горизонты видения - посмотреть чуть шире, дальше, попытаться найти новые возможности, которые школа дает семье и ребенку. Это можно сделать за счет опыта тех людей, которые входят в управляющий совет. Члены управляющего совета - это консультанты, помогающие школе развиваться. Например, один из них окончил эту школу 70 лет назад, но и сегодня он активен, организует работу школьного музея, потрясающий человек.
У меня уже есть определенные задумки, накопленный опыт, и вместе с коллегами в совете мы будем предлагать конкретные действия в развитии школы.
- Что управляющий совет может изменить в конкретной школе и вообще в системе образования?
- Управляющий совет - это все-таки аналог не исполнительной власти, а скорее законодательной, как школьная дума. При этом его возможности очень высоки, он может влиять на все процессы, происходящие в школе, начиная от повышения мотивации учителей до воспитания детей. Можно сказать, управляющий совет - возможный катализатор многих позитивных процессов, которые происходят в школе.