​Бесплатное приложение

- Трудовой кодекс РФ в ст. 65 содержит перечень документов, подлежащих предъявлению работодателю при поступлении на работу. При поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки, в него входит, в том числе, документ об образовании и (или) о квалификации.
Согласно п. 33 Порядка заполнения, учета и выдачи документов о высшем образовании и о квалификации и их дубликатов, утвержденного приказом Минобрнауки России от 13.02.2014 г. №112 (далее - Порядок), диплом (дубликат диплома) без приложения к нему действителен. Приложение к диплому недействительно без диплома. Дубликат приложения к диплому недействителен без диплома или без дубликата диплома.
Таким образом, принять на работу учителя, имеющего диплом без приложения, при соблюдении всех прочих необходимых требований можно.
Но восстановлением отсутствующего приложения все же стоит озаботиться. Приложение к диплому содержит, в частности, сведения о форме обучения, присвоенной квалификации, о содержании, сроках и результатах освоения учебной программы, наименовании и объеме учебных дисциплин, сведения о пройденных практиках, курсовых работах, оценках, полученных на промежуточных аттестациях, а также сведения о прохождении государственной итоговой аттестации (п. 7 Порядка). Такие сведения, подтвержденные документально, могут пригодиться в дальнейшей профессиональной деятельности.
По общему правилу, предусмотренному п. 29 Порядка, для получения дубликата приложения следует обратиться в учебное заведение, в котором ранее был получен диплом с приложением. Дубликат выдается на основании личного заявления обладателя диплома в месячный срок после подачи указанного заявления. При этом получить дубликат можно лично, по доверенности, заверенной в установленном порядке, или через операторов почтовой связи общего пользования заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении (п. 34 Порядка).
Обращаем внимание, что согласно ч. 16 ст. 60 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» плата за выдачу дубликата не взимается.
В случае реорганизации учебного заведения дубликат приложения к диплому выдается его правопреемником, то есть вновь образованной организацией. В случае ликвидации вуза дубликат приложения к диплому выдается учредителем вуза, а в случае его отсутствия - государственным органом или органом местного самоуправления, в ведении которого находится (структурным подразделением которого является) государственный или муниципальный архив, в который переданы на хранение личные дела выпускников вуза (п. 36, 37 Порядка).

ФАС России поясняет!

- Администрация школы требует покупать школьную форму ребенку у определенной фирмы. Законно ли такое требование?

- Такое требование незаконно. Однако надо иметь в виду следующее. Согласно ст. 38 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон) организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе устанавливать требования к одежде обучающихся, в том числе требования к ее общему виду, цвету, фасону, видам одежды обучающихся, знакам отличия, и правила ее ношения. Соответствующий локальный нормативный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, принимается с учетом мнения совета обучающихся, совета родителей, а также представительного органа работников этой организации и (или) обучающихся в ней (при его наличии).
Государственные и муниципальные организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, устанавливают требования к одежде обучающихся в соответствии с типовыми требованиями, утвержденными уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Обеспечение обучающихся в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, одеждой может осуществляться за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Обеспечение форменной одеждой и иным вещевым имуществом (обмундированием) обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов - органами местного самоуправления.
Минобрнауки России письмом от 28.03.2013 г. №ДЛ-65/08 направило в субъекты Российской Федерации Модельный нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации об установлении требований к одежде обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования. Следует отметить, что на уровне властных структур устанавливаются только типовые требования, при этом непосредственные требования к одежде обучающихся и обязательность ее ношения устанавливаются локальным нормативным актом самой образовательной организации.
Минобрнауки России рекомендовало субъектам РФ принять нормативный правовой акт, устанавливающий требования к одежде обучающихся, а также организовать совместно с органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов проведение разъяснительной работы с участием региональных служб Роспотребнадзора с руководителями образовательных учреждений, родителями, обучающимися и педагогической общественностью по вопросу введения требований к одежде обучающихся.
Непосредственно для образовательного учреждения важно соблюсти порядок принятия такого решения. Введение форменной одежды для обучающихся обязательно должно быть зафиксировано в уставе образовательной организации. Администрация школы не вправе самостоятельно принять такое решение: вопрос должен быть поставлен на рассмотрение органов управления образовательного учреждения (совет школы, родительский комитет, попечительский совет). Также именно коллегиальным органом управления образовательного учреждения совместно с советом родителей определяется и общий вид одежды обучающихся, ее цвет и фасон, поскольку внешний вид и одежда обучающихся должны соответствовать общепринятым в обществе нормам делового стиля и носить светский характер.
При выборе образца одежды для школьников должно учитываться материальное положение многодетных и малообеспеченных семей. Для обучающихся из указанных семей, руководствуясь Указом Президента РФ от 5.05.1992 г. №431«О мерах по социальной поддержке многодетных семей», образовательная организация должна создать условия для получения формы бесплатно.
В том случае, если финансовых ресурсов из бюджетов образовательным организациям не предоставляется, а приобретение формы осуществляется родителями, то каких-либо ограничений по выбору производителя, поставщика, процессу приобретения закупочным законодательством и иными нормативными документами не установлено.
Федеральная антимонопольная служба России на официальном сайте www.fas.gov.ru в 2016 году рекомендовала при выборе, покупке или самостоятельном пошиве формы одежды обучающегося прежде всего ориентироваться на тот факт, установлены ли требования к одежде обучающихся, а также какие требования установлены локальным нормативным актом образовательной организации, в которой планируется обучение ребенка. Вместе с тем особо пояснялось, что локальный нормативный акт образовательной организации не должен определять фирму (организацию, хозяйствующий субъект), в которой обязаны осуществлять покупку школьной формы.

Закон сохранения нагрузки


- Можно ли законно снизить зафиксированную в трудовом договоре учебную нагрузку педагогического работника?

- Пунктами 1.5 и 1.6 приложения 2 к приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 г. №1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (далее - приказ №1601), установлены ограничения по изменению установленного педагогическим работникам (за исключением педагогических работников, замещающих должности профессорско-преподавательского состава) объема учебной нагрузки в сторону ее снижения по инициативе работодателя.
Из указанных положений следует, что основанием для изменения объема учебной нагрузки в сторону ее снижения по инициативе работодателя могут являться только случаи, связанные с уменьшением количества часов по учебным планам, учебным графикам, сокращением количества обучающихся, занимающихся, групп, сокращением количества классов (классов-комплектов).
При этом указанные основания применяются работодателем для снижения педагогическим работникам установленного объема учебной нагрузки, который может повлиять на размер их заработной платы после соблюдения процедуры уведомления не менее чем за два месяца:
- в текущем учебном году - только в отношении педагогических работников, указанных в подпункте 2.8.1 приложения 1 к приказу №1601 (учителям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (в том числе адаптированным); преподавателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам в области искусств, физической культуры и спорта; педагогам дополнительного образования и старшим педагогам дополнительного образования; тренерам-преподавателям и старшим тренерам-преподавателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам в области физической культуры и спорта; логопедам медицинских организаций и организаций социального обслуживания; учителям иностранного языка дошкольных образовательных организаций; преподавателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования педагогической направленности (за исключением преподавателей указанных организаций, применяющих норму часов учебной (преподавательской) работы 720 часов в год за ставку заработной платы);
- на следующий учебный год - в отношении всех педагогических работников, указанных в пункте 2.8 (подпунктах 2.8.1 и 2.8.2) приложения 1 к приказу №1601.
Неприменение оснований для снижения установленного объема учебной нагрузки в текущем учебном году по инициативе работодателя в отношении педагогических работников, указанных в пункте 2.8.2 (преподавателей организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, в том числе интегрированным образовательным программам в области искусств и по основным программам профессионального обучения), обусловлено тем, что в соответствии с пунктом 4.7 приложения 2 к приказу №1601 до конца учебного года, а также в период каникул, не совпадающий с ежегодным основным удлиненным оплачиваемым отпуском и ежегодным дополнительным оплачиваемым отпуском, указанным преподавателям выплачивается средняя месячная заработная плата, которая определяется на начало учебного года.
В остальных случаях в соответствии с пунктом 1.7 приложения 2 к приказу №1601 временное или постоянное изменение (увеличение или снижение) объема учебной нагрузки педагогических работников по сравнению с учебной нагрузкой, оговоренной в трудовом договоре, допускается только по соглашению сторон трудового договора, заключаемого в письменной форме.
Согласно пункту 1.8 приложения 2 к приказу №1601 об изменении объема учебной нагрузки (увеличение или снижение), а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить педагогических работников в письменной форме не позднее чем за два месяца до осуществления предполагаемых изменений, за исключением случаев, когда изменение объема учебной нагрузки осуществляется по соглашению сторон трудового договора.
Учитывая, что о предстоящих изменениях условий трудового договора, связанных с учебной нагрузкой, а также о причинах их вызвавших работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, определение объема учебной нагрузки на новый учебный год осуществляется до ухода педагогических работников в отпуск.
Если на новый учебный год устанавливать учебную нагрузку педагогическим работникам не по окончании учебного года, а только после выхода их из отпуска, то при невозможности обеспечения их в новом учебном году по указанным выше причинам прежнего объема учебной нагрузки работодатель обязан будет сохранять им ранее получаемый размер оплаты труда в течение не менее двух месяцев (т. е. в течение срока, за который он обязан предупредить работника об изменении учебной нагрузки).