Гимназия №12 реализует федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования с 2013 года в пилотном режиме. В условиях введения ФГОС в гимназии разработана основная образовательная программа основного общего образования, основными приоритетами которой являются результаты личностного роста, ориентация на овладение обучающимися универсальными способами учебной деятельности посредством организации личностно значимой деятельности.
Ведущей идеей организации и осуществления образовательной деятельности было определено объединение всех ресурсов социума в интересах ребенка для его развития и самоопределения, а также создание развивающей среды по воспитанию и социализации учащихся.
Данные идеи нашли свое отражение в проектах «Гимназия - центр духовно-нравственного развития и воспитания» и «Марафон предприимчивости».
Оба проекта представляют собой единый механизм урочной и внеурочной деятельности, направленный на достижение результатов ФГОС.
Обогащению социального опыта учащихся гимназии способствует «Марафон предприимчивости». Он начинается с подготовительной работы, в ходе которой учащимся в урочной и внеурочной деятельности предстоит овладеть новыми техниками, методами и технологиями, чтобы быть готовыми на заключительном этапе к прохождению дистанций «Проблем нет!», «Эффективный спикер», «Эрудит», «Экспериментальный коллайдер».
Самая длительная и трудоемкая дистанция - «Проблем нет!». В течение двух месяцев ученики изучают, какие проблемы они могут решить в школе (микрорайоне, классе), определяют наиболее значимую. После этого проходит презентация идей для социально значимого проекта всех проектных команд. Для оценки идей проектов приглашается жюри. Далее ребята работают над проектами, а в конце марафона - защита проекта в творческой форме.
На подготовительном этапе гимназисты учились находить проблемы, оформлять проекты. Например, в рамках данной дистанции учащиеся 6‑9‑х классов осваивали «Альманах» - это коллективное социально значимое творчество учащихся. Результат: выпуск альманаха, основным содержанием которого является анализ социально значимой и интересной проблемы.
Для того чтобы узнать способы решения проблем, ознакомились с технологией «креатив-бой» - это интеллектуальное командное соревнование, в котором в качестве заданий предлагаются творческие, изобретательские, исследовательские задачи. В рамках развития предприимчивости формат мероприятия меняется. На этапе подготовки учащиеся самостоятельно определяют проблемы, которые будут решаться в ходе креатив-боя. Для этого они встречаются с представителями власти, СМИ, жителями микроучастка. Затем формулируются проблемы. Лучшие решения, которые предлагаются в ходе боя, обязательно воплощаются в жизнь. Например, в ходе креатив-боя была решена проблема с открытыми люками на улице Орджоникидзе, учащиеся прошли все инстанции - от водоканала до администрации города.
На дистанции «Эрудит» ребята показали знания города и шахтерских профессий, отвечали на различные вопросы, например: «Кто такой титестер?», «Что такое копанка?», предлагали решения для добычи альтернативной энергии.
При подготовке к данной дистанции педагогами и учащимися была освоена технология живых квестов. Квест «Взгляд в прошлое» позволил ребятам проявить умение работать в команде, работать с различными информационными источниками, ознакомиться с интересными страницами истории города, узнать, что находилось на месте сегодняшних объектов. По окончании учащиеся получили задание: приготовить экскурсию для младших школьников и составить карту изменений.
При подготовке к дистанции «Эффективный спикер» ученики знакомились с правилами эффективной коммуникации и делового общения, развивали умение выступать перед аудиторией, доносить свои мысли, идеи, знакомились с приемами «Презентация в лифте», «Аргументированное лото», осуществляли пробы в проведении ток-шоу.
Приемам обучения изобретательству («Изобретение нового на основе старого», «Приемы типового фантазирования» и др.) учат при прохождении дистанции «Экспериментальный коллайдер». Обучение начинается с простых приемов по развитию воображения, далее ученики учатся составлять ленту изобретений - исследование видоизменений предметов с течением времени. Для составления ленты изобретений учащимся необходимо найти и проанализировать материал из различных источников: учебников, книг, журналов, газет, Интернета. И следующий шаг - они изобретают свое, что-то новое, продолжая эту ленту.
При прохождении каждой из дистанций уделяется большое внимание нравственным аспектам. Так, на дистанции «Экспериментальный коллайдер» акцентируется внимание на том, что изобретателю требуется соблюдать правило «не навреди!».
Память о прошлом, знание истории города, края и страны и бережное отношение к объектам культуры - духовно-нравственная составляющая при изучении материалов при подготовке к дистанции «Эрудит».
Особенность марафона заключается еще и в том, что содержание всех дистанций имеет проф­ориентационную направленность. На подготовительном этапе прошли марафоны «Интересные факты шахтерской профессии», «Подземные тайны СУЭКа». На заключительном этапе проведен марафон «Город горняков». В ходе подготовки и проведения марафонов ученики гимназии изучали работу градообразующей компании «СУЭК», историю города, выполняли социально значимые проекты. Было проведено более 20 классных часов, посвященных труду шахтеров, открыли экспозицию «История шахтерского снаряжения» в музее гимназии.
При прохождении дистанции «Проблем нет» учащиеся активно работали над такими проектами, как «Клумба», «Книжный патруль», «Читать - это модно!». Для того чтобы выполнить данные проекты, ученикам пришлось изучить основы профессий садовода, учителя, библиотекаря.
Своей деятельностью мы пытаемся донести до педагогов и обучающихся, что новое качество образования в условиях непрерывно меняющегося мира заключается не в том, чтобы люди соблюдали стандарты, а в том, чтобы они имели возможность соответствовать более высоким стандартам.
Сложившийся на сегодняшний день опыт по организации вне­урочной деятельности в гимназии является, на наш взгляд, прочным фундаментом дальнейшего развития учащихся, помогает педагогам эффективно организовать работу по воспитанию и социализации через предоставление возможности каждому подростку заявить себя в той деятельности, где он может быть успешен, и получить бесценный опыт проявления своей гражданской позиции, что чрезвычайно важно в современных условиях воспитания и образования.

​Лариса ШЕМЕЛИНА, Елена НЕВЕДРОВА, Татьяна ГОПП, гимназия №12, Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская область