Ирина Долгополова, учитель русского языка и литературы, Тамбов:
«Недавно на совещании одна коллега сказала так: «Сегодня у нас снова мода на патриотизм, и мы создаем программы на эту тему». Меня эта фраза возмутила, хотя я сдержалась и не выступила. Во-первых, меня покоробило слово «мода». Во-вторых, на своих уроках я никогда не произношу затертое, казенное слово «патриотизм», так часто употребляемое в отчетах. Мы говорим о любви к Родине, России, преданности ей почти на каждом занятии, благо что материала в литературных произведениях предостаточно. Разве можно не коснуться этой темы при изучении «Войны и мира» Льва Толстого? Действенную любовь к Родине проявили члены семьи Ростовых и Болконских, жители Москвы...
Все творчество Александра Сергеевича Пушкина, каждая строка его произведений, прежде всего стихов, тоже пронизана любовью к своей деревне, краю, Родине. Возьмем его «Воспоминания в Царском Cеле». Этот гимн защитникам Отечества написал 15‑летний юноша. Образ Родины мы находим и в стихах Александра Блока, Сергея Есенина и других наших поэтов.
Во время этих бесед мне всегда интересны мнения самих детей. Они меня радуют, о своей любви к России говорят искренне, правдиво, а не так, чтобы угодить учителю».

Светлана Серова, учитель обществознания, Санкт-Петербург:
«Недавно я спросила соседского мальчика, двенадцатилетнего Ваню: «Что ты знаешь о блокаде Ленинграда?» Он ответил, что в городе, осажденном фашистами, был голод, людям нечего было есть. Потом наша армия освободила город, завезли продовольствие. О том, как люди, голодая, героически защищали свой город, он сказать ничего не мог.
Думаю, что это наша вина, в первую очередь преподавателей истории, что дети плохо знают историю Великой Отечественной войны.
В этой связи я вспоминаю игру-конкурс «Ленинград в блокаде», которая прошла в конце января. В ней участвовали ученики школ нашего Московского района Санкт-Петербурга. Она была проведена представителями отдела краеведения и музееведения Дворца детско-юношеского творчества Московского района. При подготовке к ней учителя истории, обществознания хорошо поработали с учениками, заинтересовав их темой. Потом сами ребята работали в архивах дворца, читали документы, свидетельствующие о мужестве ленинградцев, о героической стойкости защитников осажденного города, взрослых и детей.
При подведении итогов лучшими были названы ученики 496‑й школы. Ребята были хорошо подготовлены, отличались хорошими знаниями о Великой Отечественной войне. В 496-й школе работает музей «Осталась в памяти война».