Три четверти опрошенных отслеживают события в классе, две трети интересуются новостями школы. Каждый третий помогает в организации классных и внеклассных мероприятий, каждый четвертый - участвует в родительском комитете. Однако лишь один из четырнадцати родителей вносит предложения об организации учебного процесса и внеурочной деятельности, один из восемнадцати - о развитии всей школы: какие нужны кружки, какие профили открыть в старшей школе, с какими вузами, музеями полезно заключить соглашения и т. д.
«Холодность родителей в общешкольных вопросах может быть вызвана сомнениями в собственной компетенции, боязнью лезть в чужую работу с непрофессиональными суждениями или общей гражданской пассивностью. Точнее предположить сложно - исследований на эту тему пока нет. Между тем активность родителей может оказаться действенным ресурсом в решении вопросов, до которых у администрации школы часто не доходят руки. Например, найти необходимого педагога, организовать аналог дорогостоящей экскурсии по более низкой цене, расширить спектр услуг дополнительного образования и многое другое. Число активных родителей год от года растет, но пассивных в разы больше», - рассказывает Татьяна Мерцалова, один из авторов исследования и ведущий эксперт Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ.
Более 95% родителей основным способом взаимодействия со школой назвали родительские собрания. Предпочитают традиционные способы коммуникации с учителями и администрацией: общение по телефону - 57,8%, личные встречи - 55,9%. Социальные сети, форумы и другие интер­активные сервисы используют менее 10% опрошенных.
В частных школах родители более активны, они в 1,5‑2 раза чаще вносят предложения по развитию школы, организации учебного процесса и внеурочной деятельности.
«Заплатив, родители воспринимают образовательный процесс как услугу. С одной стороны, это хорошо, потому что родители следят за качеством. С другой стороны - иногда начинают диктовать условия, что может приводить к напряжению в отношениях с педагогами. По-настоящему эффективная работа возможна при условии сотрудничества на равных», - говорит Татьяна Мерцалова.
Многие исследования качества образования, в том числе PIRLS, показывают: активное участие родителей позитивно влияет на учебу детей. В свою очередь, активность родителей зависит от благоприятного отношения и поддержки со стороны школы.