Первый вопрос: что делает ученическое самоуправление?
Давайте обратимся к определению: «Ученическое самоуправление - это форма реализации права на участие обучающихся в управлении образовательными организациями». Данное право закреплено Федеральным законом РФ от 29.12.2012 №273, ст. 34. Администрация школы обязана предоставить ученикам возможность этим правом пользоваться и создать необходимые условия для его реализации при наличии инициативы обучающихся.
При наилучшем раскладе ученическое самоуправление является школьным парламентом, в котором участвуют представители всех классов средней и старшей школы. Для младшей школы, как правило, создается нечто вроде игровой модели ученического самоуправления для подготовки к участию в последующей работе парламента. На практике, к сожалению, все не всегда происходит таким образом, но к этому действительно нужно стремиться.
Деятельность ученического самоуправления на деле является, по сути, реализацией так называемого правила трех «И»:
    интересы - представление интересов ученической общественности в управляющем совете; сюда входит и участие в планировании общешкольных событий, и помощь в разрешении спорных ситуаций, и решение вопросов, связанных с улучшением школьной жизни;
    инициатива - поддержка и помощь в продвижении и реализации инициатив учащихся;
    информация - информирование общественности о деятельности ученического самоуправления.
Опираясь на это правило, мы понимаем, что деятельность советов учеников на деле выходит далеко за рамки организации школьных праздников.
Вывод: ученическое самоуправление не поет и танцует, это не Event-агентство.

Второй вопрос: зачем все это нужно?
Если опустить факт законодательства и дополнительных директив Департамента образования, давайте задумаемся: зачем государство уделяет этому такое огромное внимание? Чтобы дети поиграли во взрослую жизнь? Наверное, нет.
Обучающиеся, представляющие интересы ученической общественности, учатся не только соглашаться с мнением взрослых или действовать на основе одних только амбиций, но и думать своей головой, искать лучшее решение для той или иной задачи, вести переговоры и нести ответственность за свои ошибки и неудачи. Они учатся быть взрослыми. В ходе своей деятельности школьники учатся разбираться в проектной деятельности, основах организации работы в коллективе, конфликтологии, психологии, развитии образовательных организаций, то есть обладать проактивным мышлением.
Когда по окончании школы и университета человек приходит устраиваться на работу, у него спрашивают о профессиональном опыте, которому при системе «голого получения знаний» просто неоткуда взяться.
Активист, имеющий опыт работы в самоуправлении, знает, как создавать и курировать проекты, реализовывать их и добиваться результатов. Поэтому ученическое самоуправление - это форма воспитания учеников через самоорганизацию. И если мы желаем нашим воспитанникам успешности, нам необходимо всячески поддерживать и развивать это направление.

Третий вопрос: как это построить?
Если вы педагог и вам доверили такую важную задачу, как развитие ученического самоуправления, вы должны запомнить один важный принцип. Ученическое самоуправление - это объединение детей. Если вы хотите, чтобы они чему-то научились и чего-то достигли, вы не можете быть его председателем. Ваше мнение должно быть авторитетным, но не единственно верным. Ученикам нужно иметь возможность его оспорить. Если ваши подопечные ошибаются - это хорошо. Это тот личный опыт, который будет помогать им становиться лучше. Вы нужны рядом не для того, чтобы сделать все за них и по-своему, а для того чтобы помочь им реализовать свои идеи и оказать поддержку, если что-то не получается.
Представьте, перед вами стоит задача: построить самоуправление, которого прежде в школе не было. Первый шаг, с которого действительно стоит начинать, - беседа с педагогами, в ходе которой необходимо ответить на все вопросы, чтобы преподаватели понимали важность процесса и не относились к этому, как к несерьезному баловству.
Шаг второй. Реклама.
Важно понимать, что самоуправления пока не существует. Настоящий совет обучающихся может быть создан только на основе инициативы самих учеников, а ее предстоит дождаться. О чем же тогда говорить в рекламе? О возможности. О возможности сделать в нашей школе что-то лучшее. И для этого мы приглашаем всех желающих в назначенное время в назначенное место. Реклама должна обратить на себя внимание и вызвать отклик, быть интересной. Помимо этого попросите классных руководителей направить представителей от классов на встречу. В этот момент мы преследуем цель собрать основу будущего актива - его костяк. Не ждите, что все, кто будет присутствовать, останутся в активе и что вы сохраните в своей первой группе представителей от каждого класса. Это невозможно, поскольку половина придет лишь потому, что ее попросили, а не потому, что ей это интересно. Но ваша задача заинтересовать хотя бы несколько пришедших.
Даже если вы уже знакомы с ребятами, попробуйте познакомиться с ними еще раз. Спросите у них, что им нравится в школе, а что бы хотелось улучшить. Все их идеи и мысли, даже те, которые вам кажутся самыми несуразными, запишите - они же делятся с вами тем, что им кажется важным. Все мы хотим, чтобы к нашим словам относились серьезно.
Самоуправление - это площадка, на которой педагог и ученик могут говорить наравне, руководствуясь принципом взаимоуважения. Вы вместе здесь для того, чтобы сделать что-то общее и лучшее. Поэтому постарайтесь избежать чрезмерной официальности - она только отобьет желание участвовать в этом у тех, кто действительно сможет продвигать инициативы. Но при этом нельзя, чтобы первая встреча превратилась в посиделки. Участники беседы должны чувствовать себя комфортно, но при этом понимать, зачем они здесь собрались.
По окончании этой встречи вам необходимо:
- записать всех, кто пришел, и обменяться контактами с желающими прийти на вторую встречу;
- дать понять, что все, что они предложили, можно реализовать лишь совместными усилиями, что вы не тот, кто сделает все за них;
- рассказать им о том, что вам вместе предстоит многому научиться;
- назначить дату следующей встречи.
Шаг третий. Школа актива.
Сейчас в каждом округе имеются центры содействия развитию УС и ДОО, при которых функционирует такой проект как школа актива. Если вы сами никогда не сталкивались и не вели ничего подобного, направьте туда ребят, а еще лучше - сходите туда вместе с ними.
В нашей школе мы открыли свою школу актива, поскольку опыт проведения ее на окружном уровне имеется. В ней мы выбрали несколько основных тем для первого года обучения:
- команда - что это и как ее создать;
- лидерство;
- технологии мозгового штурма;
- проектная деятельность;
- PR и реклама;
- мастерство публичных выступлений;
- основы ученического самоуправления.
На наш взгляд, это первичные навыки, которые необходимы будущему активисту. Важно, чтобы занятия строились не только на преподнесении теории, но и изучались на практике.
Помните: вы еще далеки до создания совета, но вы уже закладываете его фундамент - создаете команду.
Шаг четвертый. Первое дело.
Команду определяет деятельность, поэтому не стоит затягивать с первым делом. Оно не должно быть очень сложным и масштабным, но и примитивность будет ни к чему. Стартовый проект должен быть интересен для ребят и, желательно, являться реализацией их инициативы. Это дело они должны сделать самостоятельно. Вы можете дать совет, но ни в коем случае не делать за них, даже если знаете, как лучше. По итогам проведите обратную связь. Пусть дети поделятся тем, что, как они считают, у них получилось, а что они могли бы сделать лучше. Это самый важный формат работы с активом. Закрепите результаты данной рефлексии письменно и обратитесь к нему при подготовке следующего дела.
Шаг пятый. Проекты.
По мере освоения программы школы актива предложите каждому из ребят разработать, защитить и реализовать свой проект. Пусть они научатся формулировать цель и задачи, получат опыт курирования и реализации своих идей.
Шаг шестой. Положение о совете обучающихся и выборы председателя совета.
Совет уже создан и представлен в виде активной инициативной группы ученической общественности. Настало время придать ему официальный статус. Необходимо разработать документ, на основании которого вы будете существовать. Почему это делается только сейчас? На наш взгляд, лучше иметь совет обучающихся по факту и без бумаг, чем бумаги без реально действующего совета. К этому моменту в вашей команде активистов уже распределятся роли и выявится лидер (а возможно, и не один).
В этой ситуации необходимо проведение выборов председателя совета обучающихся, после чего вам нужно представить ваше положение о совете обучающихся в управляющий совет для изучения, обсуждения, возможной коррекции и последующей ратификации. Как только документ скрепят  необходимыми подписями и печатью, ваш совет официально будет создан.
Теперь у вас есть реально действующий официальный орган ученического самоуправления, и вы можете ставить перед собою новую цель и новые задачи.

Денис САДОВСКИЙ, педагог-организатор школы №2048