Почему они требуются - перемены?
Постоянный рост количества знаний в обществе - несомненное благо. Но сколько проблем возникает при передаче этого богатства от поколения к поколению! Даже сегодня, когда в нашу жизнь пришла «цифра» с ее фантастическими возможностями, такие проблемы дают о себе знать. И общеобразовательная школа, и вузы оказались под гнетом растущего груза знаний. Между преподавателями кафедр в вузах то и дело слышатся пререкания: «Нам опять за счет профессионалов сократили количество необходимых часов! Почему?!» Педагогические коллективы усиленно пытаются найти новые формы и методы образовательного процесса. Многие университеты могут похвалиться - в их учебных планах и программах отражаются интересные преподавательские находки. И все-таки это не решает кардинальных проблем. Похоже, что кардинальные проблемы может снять только кардинальная перестройка жизни высшей школы!

В чем суть идеи перемен?
Год из года мы строим учебный процесс, ориентируясь на давно сложившуюся схему. В основе ее привычное деление дисциплин: естественно-научные, общественно-политические, социально-экономические, гуманитарные, профессиональные… Конечно, в этом есть смысл: личность, которую должен подготовить вуз, хочется видеть всесторонне развитой. Но попробуйте разместить в реальном времени весь накопившийся знаниевый материал, да так, чтобы он не пострадал при этом!
А что, если изменить привычке и структурировать предлагаемые студентам знания совсем по иному принципу? Ну, скажем, представить необходимый объем информации как два блока сведений, объединенных на других основаниях: знания, нужные для профессиональной деятельности, и знания, нужные для полноценного общественного бытия. Назовем их условно НЗПП - необходимые знания повседневного пользования.
Такое деление непроизвольно задает студентам мотивацию обучения. И не только! Им, молодым людям компьютерного века, это сразу подсказывает увлекательные формы для самостоятельной работы. Ведь храниться-то это богатство может не только в памяти человека. Его можно передать, минуя пресловутые «из рук в руки». А общение на занятиях - да, это ценность, но оно может использоваться совсем для других целей!

Что просится в блок НЗПП?
По поводу блока профессиональных знаний известно: у российской высшей школы здесь немало ценных накоплений. А вот блок НЗПП - что это? Расшифровка, конечно, манит - знания повседневного пользования, да еще и необходимые. Но что конкретно за ней может стоять?
Основная мысль тут представляется вот какой: учебные планы дисциплин этого блока должны включать в себя действительно важный для современного человека состав сведений. И не просто включать - они должны образовать своего рода константу направлений, значимую для всех вузов. Причем независимо от их профиля. Только одна особенность обязательно видится в этом - из-за специфики учебного заведения константа может позволять себе вариативность структуры и объема предлагаемого материала. В целом она представляется примерно так:
    жизнеустройство на планете Земля (географические, экономические, государственно-политические характеристики);
    национальный язык и языки межгосударственного общения как средство коммуникации;
    права человека и факторы, определяющие их соблюдение;
    организация информационного пространства в современных условиях и новые коммуникационные технологии;
    массмедиа в жизни человека и общества;
    этика и этикет современного человека;
    психология производственного и бытового общения;
    семейная педагогика;
    общественное здоровье.

Как отбирать материал для дисциплин блока?
Главный принцип тут, казалось бы, ясен - структура и объем предлагаемых студентам сведений должны определяться мерой востребованности соответствующих знаний в современной жизни. Но попробуй такое осуществить, когда речь идет о том, чего требует эта современная жизнь!
Самое правильное, наверное, в данном случае - опереться на заключение, выработанное классической педагогикой: «От выбора целей в наибольшей степени зависит выбор содержания, методов и средств обучения и содержания». Эти слова принадлежат С.Д.Смирнову, одному из самых авторитетных психологов-педагогов нашей страны, утверждающему единство образования и воспитания человека. В суждении теоретика заключена важная практическая наводка. Нужен только пустяк - определить, откуда должны «расти» цели…
И вот тут, как всегда почти в жизни, нам дает подсказку действительность: «Оглядитесь! Есть же средство справиться с таким «пустяком» - уже накопился кое-какой опыт!» Невольно вспоминаются пушкинские слова: «О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух - и опыт, сын ошибок трудных, и гений - парадоксов друг!» Именно в этом подсказка: опыт! Без него и гений бессилен.
О каком опыте речь?
Вообще-то у данного направления образовательного процесса давно появилось особое название - медиа­образование. Есть и бесспорно ценные наблюдения, которые говорят о многом. Они заслуживают анализа.
Родилось медиаобразование в рамках педагогики и долгое время концентрировалось на проблемах освоения школьниками методики восприятия медиатекста. Но с началом ХХI века в понимании предмета появилось нечто новое - возникло и стало активно развиваться своеобразное движение юных журналистов. Серьезный импульс ему придал интерес, который проявили к движению лидеры профессионального журналистского образования - Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет. К большому количеству научных трудов, отразивших многообразие педагогических концепций медиаобразования, добавились труды, знакомящие научный мир с журналистскими концепциями.
Постепенно проявились весьма примечательные особенности этого этапа. В теоретических работах закрепилось четкое различение медиаобразовательной деятельности профессионального характера и массового медиаобразования. Массовое медиаобразование стало устойчиво осознаваться как обязательное направление развития личности в современном обществе. Одновременно получили распространение подходы, основанные на понимании целесообразности разноуровневой ме­диаподготовки населения. Определились три ее формы:
1) давно существующая профессиональная подготовка кадров для медиасферы в университетах - высшая специальная ступень медиаобразования;
2) развертывание медиаобразовательных программ в школах и центрах дополнительного обучения - начальная ступень медиаобразования, дающая ориентацию в информационном пространстве;
3) освоение медиапроблематики студентами вузов разных профилей - высшая всеобщая ступень медиа­образования, позволяющая человеку эффективно использовать медиа в повседневной общественной и производственной деятельности.
Как раз в это время и в нашей константе возникает направление «Массмедиа в жизни человека и общества» - надо полагать, неспроста. Опыт медиабразования говорит однозначно - в нем отражается новое веление времени по отношению к высшей школе - то, о котором уже шла речь. Высшая всеобщая ступень медиаобразования оказывается первой ласточкой будущей весны вузовских преобразований.
Значит, нужен эксперимент?..
Итак, опыт высшей всеобщей ступени медиаобразования - пролог общевузовских перемен? Но стихийный характер процесса таит в себе немало опасностей. Пока программирование таких занятий в вузах идет произвольно. Они стараются, да чаще всего по принципу «кто во что горазд». Обычно забота для них - обеспечение второй профессии для будущего выпускника или желание научить студента справляться с обилием информации в нашем мире. Между тем данная область знаний - крайне важная часть сознания каждого взрослого человека: на ней базируются его многие социальные роли. Как тут грамотно себя повести? Опыт опытом, но не грех бы поставить эксперимент…
Именно так! Почему бы не осуществить разработку «схемы перемен» именно в ходе внедрения в жизнь вузов медиаобразования? Провести своего рода эксперимент, который показал бы, насколько готовы российские вузы к преобразованиям такого рода. Важно только при этом отказаться от практики, известной как «метод проб и ошибок». Для получения убедительных результатов необходимы, на наш взгляд, два обстоятельства: единое руководство экспериментом и единый методологический ориентир. Как они в реальности могут выглядеть?
В качестве руководящего звена мог бы выступить организационно-программный комитет (ОПК), созданный Министерством высшего образования с обязательным участием экспертного учебно-методического совета по журналистике (УМС). Его задача - придать процессу осмысленный, организованный характер. Функцию же единого методологического ориентира можно было бы возложить на экспериментальную учебную программу, разработанную комитетом. Ее назначение - проставить акцент на целях, которыми важно руководствоваться в обучении.
В чем соль программы?
Исследование, недавно проведенное факультетом журналистики МГУ, показало, что дисфункциональные эффекты деятельности СМИ в нашей стране во многом зависят от рассогласованности действий власти, аудитории и журналистского сообщества - основных участников информационного поля. Вызвана такая рассогласованность разнобоем в их представлениях о том, что такое массмедиа и зачем обществу нужна журналистика. Напрашивается вывод: в структуре дисциплины о массмедиа необходимым блоком представлений должно быть знание о социальном предназначении и функциях журналистики, условиях ее функционирования, качествах продукции СМИ. Значит, первое звено программы - представление о должном массмедиа!
Второе важное звено - знания о том, как человек может и должен работать с продукцией массмедиа. Иначе говоря, основы деятельности медиапотребления. Тут есть, чему учиться… Третье необходимое звено - знания о возможностях использовать массмедиа для реализации гражданской активности человека (выражение мнения, участие в решении проблем и т. д., и т. п.).
Это тот минимум, который достаточен для грамотного медиаповедения любого члена общества. Разве не так?
По тому же типу могут быть определены знаниевые страты других дисциплин блока НЗПП: цель - необходимые сведения - адреса, по которым их можно найти… И обязательно обсуждение, почему и зачем это нужно!
Понятно, что реализация подобной учебной программы потребует серьезного переоснащения преподавательских коллективов на методологическом, методическом, инструментальном уровнях. Без трудностей не обойтись. Как осуществить этот сложный процесс - вопрос к организационно-программному комитету. Он должен определить и последовательность конкретных задач, и условия, при которых может быть достигнуто их решение. А создание условий - забота органов управления общественной жизнью, всех ветвей государственной власти. Нужно только отчетливо понимать: затраты сил и средств оправдают себя. Освоение НЗПП в рамках вуза может стать фактором интенсивного развития общества и заметного повышения качества жизни.

​Галина ЛАЗУТИНА, кандидат филологических наук, доцент, старший научный сотрудник кафедры периодической печати факультета журналистики Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова