Сразу после Великой Победы 1945 года, за которую мы безмерно благодарны старшему поколению, возникла острая необходимость защиты хрупкого мира. Уже в пятидесятые главной угрозой для нас стали межконтинентальные носители ядерного оружия США, а значит, появилась необходимость создания отечественной противоракетной обороны. С этой исторической задачей советские ученые справились к 4 марта 1961 года, когда над Балхашским полигоном впервые была уничтожена головная часть баллистической ракеты на траектории ее полета. Именно тогда было опровергнуто утверждение многих зарубежных и отечественных авторитетов о принципиальной невозможности поражения ракеты в космическом пространстве другой ракетой из-за их огромных относительных скоростей.
Инициатор гонки вооружений, США, смогли повторить аналогичный эксперимент лишь 23 года спустя.
Генеральным конструктором первого экспериментального комплекса противоракетной обороны «Система «А» был Герой Социалистического Труда Григорий Васильевич Кисунько.
В память о Г.В.Кисунько и его единомышленниках в школе №1430 был открыт единственный в России военно-исторический музей истории создания противоракетной обороны «Звезды в пустыне».
- Музей рассказывает о людях, которые совершили научно-технический подвиг, - считает лауреат Государственной премии, доктор технических наук, профессор, генерал-майор Евгений Васильевич Гаврилин, - решив одну из сложнейших задач XX века - создание системы противоракетной обороны. И особо важно, что руководство школы, педагоги и ученики очень трогательно и бережно относятся и к музею и ветеранам полигона. Выдающийся генеральный конструктор по тематике ПРО Герой России Виктор Карлович Слока, посетив музей и побывав на встрече с учениками старших классов, сказал: «Я от встречи со школьниками и от посещения музея получил такой колоссальный заряд бодрости духа, которого мне хватит надолго». Вот так и мы, ветераны полигона, после каждой встречи с педагогами, учениками школы имени Г.В.Кисунько получаем не только заряд бодрости, мы молодеем душой!
- Важность и востребованность этого школьного музея трудно переоценить, - поддерживает доктор исторических наук, профессор истфака МГУ имени М.В.Ломоносова Ирина Поздеева-Кисунько. - Экспозиция музея интересна любому - и специалисту и школьнику, знакомит и со сложнейшим делом, и с людьми, на своих плечах поднявшими строительство полигона и города, объединившими многие десятки предприятий, ученых коллективов, и в этом труде сотен тысяч людей не было мелочей, результат не допускал безответственности. А это также одна из важнейших идей, которая призвана воспитать профессионала, гражданина и человека.
Музей школы, которая носит имя Г.В.Кисунько, всегда открыт и доступен... Музей проводит обширную, разнообразную и интересную работу. Музей стал и остается лицом и неотъемлемой частью жизни и работы школы...
- В музее «Звезды в пустыне» я вспомнил своего деда Михаила Петровича Антропова, которого, к сожалению, уже нет в живых, - говорит Сергей Антропов. - Я слышал, что когда-то он служил на полигоне ПРО в казахской пустыне. Дед никогда об этом не говорил. И вот спустя много лет я понял причину его молчания. У меня просьба к руководству музея: помогите мне, пожалуйста, через ныне здравствующих ветеранов узнать, чем именно занимался мой дедушка на полигоне!
- Ветераны полигона благодаря работе школьного музея, - отмечает Владимир Васильевич Шилин, - могут не только встречаться друг с другом, но и рассказывать молодому поколению о людях, которые создавали систему ПРО. Посещая музей истории создания ПРО «Звезды в пустыне», каждый раз испытываешь волнение и вместе с тем гордость за страну, за труд людей, который 4 марта 1961 года увенчался успехом.
- Здесь отразились мои школьные мечты о переднем крае науки, получение знаний в академии, участие в решении сложнейших технических задач на полигоне и применение полученного опыта при испытаниях современных систем ПРО! - восклицает Олег Ломако. - Молодыми людьми мы ощущали плечом движение истории нашей страны, создавали государственность России, и сейчас крайне важно донести эти чувства до сегодняшних молодых людей, перед которыми стоит выбор жизненного пути! И наш музей помогает решить эту задачу.
- Ученики моего класса давно мечтали побывать в музее «Звезды в пустыне», - делится классный руководитель 4-го «Б» класса Т.А.Травушкина. - Я объясняла им, что это музей для детей более старшего возраста. Но, видимо, макеты самолетов, которые они видели в окнах музея, манили их... Как только была подготовлена экскурсия для младших школьников, ребята моего класса посетили музей первыми. Им было очень интересно, и мы вернулись из музея в отличном настроении.
- Григорий Васильевич Кисунько, генеральный конструктор систем ПРО, - мой дядя - оказал огромное влияние на мою судьбу, мировоззрение, жизненные ценности, - констатирует кандидат физико-математических наук, ведущий научный сотрудник НИЦ «Курчатовский институт» Тамара Повещенко. - Вопрос выбора профессии для меня не стоял, я не мыслила себя без точных наук, физики и очень хотела участвовать в решении важных, интересных задач. С тех пор прошло много лет, моя деятельность связана с ядерной энергетикой. Многие вещи, о которых рассказывал мне дядя Гриша в детстве, стали доступны, и теперь, оглядываясь назад, можно с уверенностью сказать, что «переквалификация» атома на мирные задачи стала возможной лишь потому, что в далекие пятидесятые прошлого века был создан мощный щит для нашей страны. Но у меня всегда было чувство неудовлетворенности тем, что для многих людей, особенно для молодежи, эти события, создание самой передовой на тот момент в мире системы ПРО, труд огромных коллективов, красивые научные идеи, оставались за кадром из-за секретности. Поэтому не могу передать чувства радости и благодарности людям - ветеранам полигона, коллективу школы, которые сумели в значительной мере восстановить утраченную связь времен, событий, определивших историю страны, вернуть основу для воспитания патриотизма и гордости за страну... Я уверена, что эстафета славных дел нашей страны не прервется во многом благодаря таким замечательным коллективам, как Совет ветеранов ПРО, и, конечно, педагогам школы!
- Экскурсия была интересна одинаково и дошкольнику, и первокласснику, и взрослому, - анализирует мама Мария Кияма. - Прекрасно, что этот замечательный музей находится рядом с домом, всегда есть повод посетить его снова.
- Одно из важнейших направлений музейного дела - воспитательная и просветительская миссии, что в полной мере можно отнести к музею «Звезды в пустыне», - убеждена заслуженный работник транспорта РФ, доцент кафедры «Инновационные технологии» Московского государственного университета путей сообщения кандидат технических наук Татьяна Левоновна Пашкова. - Расположение музея на 1-м этаже школы, в большом холле, - очень верное решение, так как любой посетитель, будь то школьник, педагог, родитель, гость школы, сразу окунается в атмосферу исторической направленности. А прекрасное оформление и достаточно богатый иллюстративный материал не оставляют равнодушным, увлекая в этот сложный мир выдающихся личностей новейшей истории нашей страны.
Отрадно, что молодое поколение знакомится с жизнью и созидательной деятельностью выдающихся ученых, инженеров и конструкторов, офицеров-испытателей, военных строителей космического полигона, ибо именно эти специалисты, столько сделавшие для укрепления обороноспособности нашей Родины, всегда оставались в тени своих великих дел и открытий. Пусть сегодня молодежь знает их по музейным экспонатам, учится у них верности своему делу и любви к Отечеству...

Анна ДАВИДОВИЧ, руководитель музея школы №1430