Высшим достижением учительского труда, на мой взгляд, является умение ознакомить своих учеников с радостью интеллектуального труда. Но как этого достичь? Как на практике добиться «горящих глаз» детей? Тем более что часть нынешней молодежи ассоциирует знания с нажатием компьютерной кнопки, позволяющей выйти в Интернет.
Одним из результатов творческих поисков стал экспериментальный авторский курс «Вездесущие и неуловимые газы», разработанный и проведенный с учащимися 6-х классов школы №1568. Для реализации программы проводились занятия 1 час в неделю в системе дополнительного образования учащихся лицея в течение учебного года.
Целью данного факультатива стало воплощение на практике одного из требований ФГОС организации образовательного процесса, основанного на стыке наук, внедрения технологий конвергентного образования.
По мнению Михаила Валентиновича Ковальчука, доктора физико-математических наук, академика, президента Курчатовского института, в реальной жизни не существует отдельно физики, математики, биологии или русского языка. Действительно, мир един, а значит, по возможности надо уменьшать «сепаратизм» при изучении его законов, необходимо формировать междисциплинарную образовательную среду, в которой школьники будут воспринимать мир как единое целое, а не как изучение отдельных предметов. Используя эту мысль как основополагающую, была разработана программа для учащихся 5-6-х классов, которые к этому времени не изучали отдельно ни физику, ни химию, имея за плечами лишь курс «Окружающий мир» в начальной школе. Программа курса «Вездесущие и неуловимые газы» состоит из отдельных тематических модулей, посвященных газообразным веществам. Модульная структура курса позволяет использовать его для аудитории школьников от 5-х до 7-х классов.
Идея более раннего знакомства с начальными понятиями химии ненова, однако особенность данного курса заключается в том, что он не является узко-предметным факультативом по химии. Тема каждого занятия сосредоточена на одном из газов, но в то же время не имеет границ как предметных, так порой и временных; курс проводился преподавателем химии, но занятия проходили на сопряженных полях различных учебных предметов - физики, математики, биологии, истории, русского языка и др. Например, тема «Углекислый газ». Заметную часть времени на первом занятии занял обмен мнениями, знаниями самих учащихся о содержании углекислого газа в воздухе природном, вдыхаемом и выдыхаемым человеком, о значении углекислого газа для растений. Была проведена экспериментальная работа по определению содержания углекислого газа в выдыхаемом воздухе с помощью известковой воды и трубочки для коктейля. Для изучения свойств опускали горящую свечу в стакан, наполненный углекислым газом, отметив, что свеча погасла, это инициировало разговор о возможных способах тушения пожаров, наблюдали зависимость растворимости газа от температуры, используя газированную воду. На втором занятии изучали свойства «сухого льда» - возгонку, растворение твердого углекислого газа в воде (теплой и горячей). Возникновение звука при прикосновении металлических предметов к гранулам сухого льда вызвало споры о причине этого явления. Замечательно воплотилась в жизнь неожиданная детская инициатива: вооружившись металлическими ложками, ребята исполнили «музыкальное произведение», свой выбор остановили на «Танце маленьких лебедей». Казалось бы, игра! Но ведь это так необходимо, для того чтобы возникло то самое чувство заинтересованности в знании, появилась уверенность, что понять явления этого мира можно, но нужны предметные знания по физике, химии, математике! Без разнообразной деятельности современные дети начинают скучать, постоянство методик - враг интереса. В завершение занятия учащимся было предложено поразмышлять дома, какой смысл заложен в социальную рекламу: «Каждый зеленый лист - ловушка для углекислого газа». Некоторые шестиклассники не могли дождаться следующего занятия и со своими версиями приходили на переменках, возможно, впервые задумавшись и о значении зеленых насаждений, и о роли каждого человека совершенно любого возраста в сохранении природы. Нашлось место и для любимой математики - считали содержание углекислого газа до урока и после в классной комнате, пришли к выводу о необходимости проветривания, поддержания санитарно-гигиенического режима. Таким образом, занятия постоянно превращались в обмен знаниями, уроками сотрудничества с огромной воспитательной нагрузкой, возможностью для учителя поделиться своим нравственным чувством ответственности за мир, в котором мы живем! В этот момент особенно ясно ощущаешь значимость, необходимость профессии педагога, учителя, получаешь возможность передавать своим ученикам не только знания, но и делиться эмоциями, заряжать учеников верой в разум, в успех. Наука, знание становятся и доступными, и привлекательными.
«Особенность агрегатных состояний»: среди прочих вопросов обсуждались понятия «плотность» с использованием схем-рисунков, а также «реактивное движение» в момент, когда воздушные шарики выпускали «на свободу».
«Кислород»: используя купленный кислородный баллончик в аптеке, ребята подышали чистым кислородом, на себе почувствовав, что он не имеет ни запаха, ни вкуса, обсудили медицинское значение кислорода при обработке ран перекисью водорода. Неожиданно возникла дискуссионная гипотеза связи большого числа долгожителей среди народностей Кавказа с низким содержанием кислорода в воздухе этих мест.
«Химическая аристократия», или благородные газы, - получился яркий разговор с большой долей исторических сведений об открытии инертных газов, что привело к спорам о значении одного человека и коллектива в научном мире.
«Водород»: его получали и взрывали на радость детворе, но завершили это занятие демонстрацией видео о гибели дирижабля «Гинденбург» в 1937 году и, что логично, разговором о технике безопасности в химии и в целом о безопасности жизнедеятельности. Дата катастрофы позволила напомнить о событиях в мире того времени (в Германии у власти нацисты), и в то же время учащиеся ознакомились с дирижаблестроением, его зарождением, инженерными решениями прошлого и настоящего. А еще... посмеялись над благополучно завершившимся, но опасным экспериментом Пилатра де Розье, который решил подышать чистым водородом, но, не заметив никакого эффекта, выдохнул его на огонь свечи...
Азот и аммиак, газы, обладающие запахом, ядовитые и «вредные газы, приносящие пользу», озон, хлор, метан и многое другое обсуждалось на занятиях. Резонно спросить: а каков результат? Есть ли толк в таком курсе? Главную оценку курсу «Вездесущие и неуловимые газы» дали дети, в конце года прозвучал то ли вопрос, то ли безапелляционное требование: «С газами мы немного теперь знакомы. А в 7-м классе мы будем изучать жидкие вещества?» На заключительном занятии ребята написали отзывы о нашем необычном курсе:
«Благодаря этому практикуму я многому научилась, но больше всего мне запомнилось то, как в лаборатории мы обнаруживали углекислый газ, а еще мы даже пробовали дышать чистым кислородом...»
«Я узнал, как называются переходы между агрегатными состояниями, я больше узнал о смоге и то, что их бывает несколько видов».
«Я узнал, что существуют водородные двигатели...»
«Мне очень нравятся эти занятия! Спасибо за много интересных знаний!»
«Самое необычное для меня - это была ВОШ по химии, где я стал призером и прошел на муниципальный этап, это событие, мне захотелось узнать еще больше!»
В последней цитате упоминается еще один итог курса - некоторые ребята, ученики 6-х классов, приняли участие в олимпиаде по химии для восьмиклассников, получили от этого ту самую радость интеллектуального труда, положительные эмоции, дополнительную мотивацию к обучению. Дочитавшие статью до этих строк наверняка задаются вопросом: на каких школьников рассчитан этот курс? Ответ - на 5-6-е классы, на желающих заглянуть за страницы учебников, на тех, кто способен учиться не только на оценку, а в этом таких еще довольно много. Второй вопрос о перегрузках мотивированных учеников. Еще Д.И.Менделеев писал: «Надо же подумать... о необходимости иметь часы полной свободы, когда учащийся может заняться тем, что ему самому любо...» Полностью соглашаясь с великим соотечественником, мы в ходе проведения данного курса если и предлагали домашние задания ученикам, то исключительно по желанию и если они были связаны с домашним экспериментированием. Главный вопрос, который я почти слышу: «Где для подготовки к таким занятиям учителю взять время?» Любой практикующий учитель при этом согласится с тем, что силы нам придают те самые «горящие глаза» наших учеников, их успехи, их личностное взросление, поскольку это и есть основной смысл педагогической профессии.
Факультативные занятия дают старт в науку, позволяют осуществить эмоционально окрашенное преподавание предмета, позволяющее увидеть красоту нашего мира. Учащиеся приобретают уверенность в возможности решать самые сложные задачи, развивают интеллект и научный кругозор. Именно такие занятия стали началом успехов многих моих учеников, среди которых Никита Чернов - в 8-м классе он победил в Московской олимпиаде школьников по химии, в 9-м классе стал победителем заключительного этапа Всероссийской олимпиады по химии, в 10-м классе в составе сборной России на Международной олимпиаде по естестенно-научным дисциплинам в Нидерландах завоевал золотую медаль!

Ольга ВЯЗОВА, заслуженный учитель Российской Федерации, учитель химии школы №1568