Долгие годы отечественная система образования четко делила детей на обычных и тех, которые нуждаются в получении образования в специализированных школах. При всех своих достоинствах и богатых традициях отечественная специальная школа отличалась существенным недостатком - она замыкала особого ребенка в узком кругу школьного коллектива, создавала закрытый мир, в котором все приспособлено к дефекту ребенка и не вводит его в настоящую жизнь.
Современная школа открывает перед особым ребенком возможность с самого раннего возраста  включиться в общую систему образования. Обучаясь по индивидуальной программе, но вместе со своими сверстниками, особый ребенок интегрируется в инклюзивное образовательное пространство школы, наравне со всеми развивает свои способности и таланты, заводит друзей, общается, чувствует себя свободным и счастливым.
Совместные праздники и концерты, выставки и экскурсии, общие дела - вот что объединяет детей, снимает любые барьеры, дает особому ребенку внутренние ресурсы, помогает ему адаптироваться и социализироваться.
 В Северо-Восточном округе   специалисты школьных служб психолого-педагогического  и социального сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья СВАО ищут новые формы включения особого ребенка в инклюзивное пространство школы.
В стенах школы №967 прошел I Межрайонный фестиваль творческих работ обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью «Открытие», посвященный юбилею Григория Остера. Фестиваль организован специалистами служб психолого-педагогического и социального сопровождения школ №967, 953 , 285, 1430 при поддержке Ассоциации учителей начальных классов  города Москвы и Ассоциации инклюзивного образования межрайонного совета директоров. Целью проведения  фестиваля мы видели создание открытого творческого пространства, в котором каждый особый ребенок сможет раскрыть свои творческие способности и возможности, почувствовать себя частью общей образовательной и культурной среды, через художественное слово, рисунок, движение  выразить себя и свои духовные и эстетические чувства.
Фестиваль творческих работ обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью «Открытие» был представлен четырьмя  номинациями: конкурс чтецов, конкурс рисунков по произведениям Остера, конкурс драматизации и анимационных фильмов. В творческих состязаниях по всем номинациям приняли участие более 300 ребят дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
Ребята  читали стихи Григория Остера, смотрели анимационные фильмы, созданные руками детей и их наставников. Выставка детских рисунков по произведениям писателя украсила зал и вызвала особый интерес детей и взрослых. Озорным и  веселым выступлением порадовала  гостей арт-студия «Колибри» школы №967. Всем участникам фестивального концерта вручены подарки. Праздник получился живым и теплым. Жюри фестиваля подводит итоги. Но уже сейчас понятно, что проигравших не будет! Каждый особый ребенок, принявший участие в фестивале творческих работ, одержал победу над собой, открыл в себе неограниченные творческие возможности.
Хочется верить, что фестиваль «Открытие» - начало большой систематической работы, которая поможет  детям с  ограниченными возможностями здоровья поверить в себя, раскрыть свои таланты и стать просто счастливыми,  ведь наш Северо-Восток - территория успеха и побед.

Нелли БОРИЩЕНКО, учитель-логопед школы №967;
Ирина АЛЕЙНИКОВА, заместитель директора школы №953