Ребенок растет, и вот на смену детским мечтам приходят  другие желания: о счастливом билете на экзамене, о престижном вузе и любимой профессии, о модной машине, о любви с первого взгляда и крепкой семье, чтобы раз и навсегда. И обязательно с детьми: сначала мальчик, а потом девочка (или наоборот!). Такие смешные... Мальчишка похож на папу - серьезный, важный и неторопливый, а девочка - нежная, тонкая, непоседливая, вылитая мама... Когда мы перестаем мечтать? Когда вырастаем. Когда наш ребенок рождается больным. Когда становится страшно и одиноко. Когда появляется очень много противоречивых чувств и страшных мыслей: «Что со мной не так?..», «Мне ужасно стыдно...», «За что мне это?», «А как же моя карьера?», «Что скажут люди?», «А что, если он никогда?».
А он, ребенок, между тем растет, и первый страх, и непринятие проходят, мы видим, что он не такой, но верим, что со временем все изменится, ребенок поправится, найдутся лучшие врачи, волшебные лекарства, он станет, как все. Мечты...       
Он растет, вы уже могли бы пойти в детский сад, рисовать смешное солнышко и маму с папой, сделать самую чудесную аппликацию на Новый год - елочку. Но его пальчики не слушаются, и ножки так плохо ходят, что и до садика не дойти, да и карандаш еще не держится в руке. Ничего, еще немного, еще консультации, курс лечения, может, там, в Германии, Израиле, Америке, да хоть на Луне, он пойдет на поправку,  и мы еще успеем. Как все. Мечты...
Ну и ладно, что не ходили в сад, вот у соседки малыш болеет, простужается часто, дерется со всеми подряд, и постоянно в этом саду маму ругают, что воспитывает его плохо, и жаловаться на нее будут. Что тут хорошего?! Через год пора идти в школу. Это важно. А ведь мы уже окрепли, и карандаш нам покорился, и считаем до десяти и обратно, любим вместе смотреть на небо и мечтать...
Мы мечтаем о школе, в которой будет место всем детям, таким разным и таким похожим. В которой встретит добрый учитель и поймет, какая огромная и чистая душа перед ним, какой необыкновенный потенциал, как много ты можешь добиться. Учитель, вместе с тобой ищущий дорогу, ведущую к успеху. И в классе пусть будут самые разные ребята: и те, кто быстро бегает, но тяжело думает, и те, кто плохо читает и непонятно говорит, но так красиво поет, и те, кто плохо ходит, но очень много знает об этой жизни. Мечты...                                   
«Что будем делать?» - с такого вопроса начался один из наших педагогических консилиумов в прошлом году. Этот вопрос мы, члены школьного психолого-педагогического консилиума, задали друг другу практически одновременно, не сговариваясь. А началось все, как обычно: «сложный» ребенок программу дошкольного образования не освоил, 7 лет, пора в школу, понимаем, что обычную программу не потянет, нужна адаптированная, так это не первый случай, общаемся с родителями, готовимся на ЦПМПК. И все бы ничего, только понимаем, что таких детей в наших дошкольных отделениях, в подготовительных группах,  порядка десяти наберется. И все семилетки, всем бы в школу, а они так тихонечко решили остаться еще на год в саду. Не дети, конечно, родители решили. Собрали родителей. Спрашиваем: «А почему не в школу?»  И тут все родительские страхи и тревоги обрушились на нас полной силой: «Говорит плохо, невнимательный, неусидчивый, болеет часто. Пусть окрепнет, посидит годик, может, подрастет и пойдет в обычный класс».  Но мы-то понимаем, что подрасти, конечно, ребенок подрастет, но без коррекции и специального обучения вряд ли станет «как все». И историю каждого ребенка мы знаем уже не один год...
Прошло почти 5 лет, как  мы стали большой образовательной организацией. Через год после объединения  по инициативе директора  в школе была создана психолого-педагогическая служба. Служба объединила специалистов дошкольных отделений  и учебных корпусов: психологов, логопедов, дефектологов. Мы стали строить нашу  работу вместе, понимая, чем можем помочь друг другу в решении общих задач.  Была разработана и создана  своя структура службы, выработан  единый план работы, система преемственности, стали складываться свои профессиональные традиции. Выстраивался механизм взаимодействия «специалист - специалист», «специалист - родитель - администрация». Нам стало очень просто «передавать» дошколят в школу. Мы знали о ребенке все: когда стал посещать сад, как адаптировался, как освоил программу, были ли трудности.  Анализ полученной информации позволил нам прогнозировать учебный процесс будущих первоклассников.   Совместно с методистами и учителями начальной школы мы просчитали возможные сложности и поняли, на какие сильные стороны наших будущих первоклашек мы можем опереться. За время нашего объединения такая система взаимодействия специалистов службы друг с другом и специалистов с педагогами начала давать свои положительные результаты. Мы знали, кому из детей нужны особая забота и внимание, а кто совершенно безболезненно шагнет из дошкольного детства в школьное.
Как специалисты, мы понимали,  что за родительскими словами  «невнимательный, неусидчивый, плохо запоминает и не совсем понятно говорит» стоят наши (вернее, ЦПМПК) «тяжелые нарушения речи, задержка психического развития, умственная отсталость». Знали мы и о том, что пятеро из этих детей - дети-инвалиды, которым будет непросто и в физиологическом отношении, и в познавательном плане начинать обучение. Первым шагом к созданию специальных условий для наших будущих первоклассников стал откровенный разговор с родителями: «Что  вы хотите?» Сначала с каждым отдельно, потом на общем собрании, где стало очевидно: им нужна наша помощь, и мы должны что-то придумать, разработать, организовать, внедрить!
Первый шаг, первая мысль: кого из этих ребят можно инклюзировать, кто  преодолеет  барьеры адаптации и сможет учиться в обычном классе, осваивать обычную программу? Какие условия мы должны создать таким детям? Организация пространства, коррекционное сопровождение, индивидуальный учебный план и (о чудо для родителей!) - тьютор.  
Второй шаг: кто не сможет учиться наравне со всеми, кому необходимы надомное обучение и совсем щадящий режим получения знаний? У нас не оказалось таких первоклашек, хотя и это мы уже предусмотрели.
Остались те, кому  по заключению ЦПМПК рекомендовано обучение по адаптированным программам, где после точки в шифре  стоит цифра два, то есть пролонгированное обучение с дополнительным одним годом. Вот они и собрались: адаптированная программа для слабовидящих, для тех, у кого тяжелые нарушения речи, задержка психического развития, нарушения опорно-двигательного аппарата и  умственная отсталость.  
Стали анализировать, где и как будем учить наш первый дополнительный класс. Посчитали, по буквам он выходит 1-й «Л», с чьей-то легкой руки «Любимый». Было принято решение о размещении этого класса в одном из дошкольных отделений, куда переехала и вся психолого-педагогическая служба. Ведь по нормам СанПиН ОВЗ ребята в первом дополнительном классе должны еще спать. Нам нужны  класс, спальня, столовая, игровое помещение, спортивный зал и музыкальный кабинет, кабинеты для коррекционных занятий с психологом, дефектологом и логопедом. А еще подумать о порожках, которые надо убрать: ведь у нас будут дети с ДЦП. И все это у нас было.  Думаю, каждый, кто организовывал что-то новое, понимает: рождение  идеи и даже разработка  проекта - это половина дела. Когда ты приступаешь к реализации своей задумки, осознаешь, насколько много сил, ресурсов, помощи и средств необходимо. Лето  2017 года для нас выдалось  нескучным. В организацию специальных условий включились все службы школы, и мы сделали то, о чем даже и не мечтали. Мы открыли наш первый дополнительный, инклюзивный, автономный класс. Он необычен для нас всем, а особенно  тем, что обучаются в нем дети по пяти адаптированным программам. Думаю, специалисты из коррекционных школ вздрогнут, прочитав эти строки. Как? Так нельзя! И что из этого выйдет?
У нас получается. Классным руководителем является    грамотный педагог с 15-летним стажем работы, с дефектологическим и психологическим образованием, а главное - с огромным сердцем и желанием дать детям все то, чем она обладает сама: знания и умения, доброту и любовь. Каждый день с утра и до вечера с ребятами воспитатель, который знает, в каком настроении сегодня пришел ребенок, что ему приснилось и на какой руке ему оставил царапину котенок. Все и про всех знает наш воспитатель. Поиграть, покормить, уложить спать - это все она. Многим ребятам из класса рекомендован тьютор. В нашем классе их 4 человека. Двое утром, на уроках, помогают учиться, мотивируют, настраивают, вместе с учениками преодолевают трудности. Двое  во второй половине дня играют, рисуют, поют, гуляют, просто разговаривают обо всем на свете.
Школьные  дни летят и сменяют друг друга стремительно, как цвет осенних листьев: еще вчера зеленые, за ночь они расцвечиваются бордово-красными и золотисто-желтыми красками. Прошло уже полгода, и мы можем увидеть наши маленькие результаты и большие детские победы. Наши дети  стали школьниками: вовремя приходят на занятия и почти совсем не капризничают, с удовольствием изучают цифры и выучили все буквы, слушают сказки и пересказывают их, лепят, рисуют, танцуют и поют. А еще участвуют в конкурсах, ходят на спектакли, выставки, концерты. Растут и развиваются, радуются и мечтают...
А рядом с нашими малышами есть такие же особенные старшеклассники, которые проявляют свои таланты на уроках, в школьных объединениях, участвуют в конкурсах, олимпиадах и  чемпионатах. В прошлом году мы подготовили  ребят, которые отважились продемонстрировать свои способности на  Московском  этапе чемпионата «Абилимпикс»-2017. Четверо старшеклассников приняли участие в компетенциях «Бисероплетение», «Лего-конструирование», «Информационная безопасность». В компетенции «Информационная безопасность»  наш ученик был отмечен отдельным дипломом «За волю к победе», а в компетенции «Лего-конструирование» наш ученик занял 1-е место. И снова радость, гордость за наших ребят и почва для уверенности в своих силах. Как здорово, что мы смогли помочь им поверить в свои силы, как хорошо, что у нас есть учителя, которые способны помогать детям достичь таких успехов!
А в этом году мы продолжили покорять вершины, и наш ученик стал серебряным призером российского этапа чемпионата «Абилимпикс»-2017. Ребенок мечтал и  старался, родители верили и любили, мы были рядом - учили и поддерживали. Это наша общая победа! Каждый день мы решаем множество задач: маленьких и незначительных, больших и важных. Мы не можем знать заранее, будут ли наши усилия безусловно успешными. Да и что является мерилом успеха? Быть может, это  счастье и интерес в глазах ребенка, его вера в себя и умение мечтать?..
А ведь мы мечтаем вместе с ними!
Когда задумывалась эта статья, мы еще не знали, что коллектив нашей школы ждет приятный сюрприз. На третьем Московском съезде родителей детей-инвалидов в Колонном зале Дома союзов нам была вручена благодарность от Московской городской ассоциации родителей детей-инвалидов «За создание для детей с ОВЗ всех условий для осуществления образовательной деятельности и развития личностных и человеческих качеств».
Мечты сбываются...

Светлана ШВЕЦОВА, руководитель психолого-педагогической службы школы №1413