Сегодня результаты работы школ окончательно стали измеряемыми, прозрачными и публичными, а самое главное - виден результат -  российская система образования вышла на 6-е место в мировом рейтинге. Для того чтобы быть востребованной, чтобы развиваться, необходимо демонстрировать высокие результаты деятельности своей образовательной организации, выраженные в достижениях обучающихся и педагогов. А авторитет руководителя выступает как одно из условий развития школы, достижения ею высоких результатов.
Ежегодно, подводя итоги работы и обозначая задачи на новый учебный год, я отчетливо понимала, что задачи, стоящие перед московской школой, неуклонно усложняются и требуют совершенствования управления ею, а управление, организация, координация, в свою очередь, невозможны без руководителя - профессионала, который добивается согласованных действий всего коллектива в соответствии с актуальными целями и задачами работы школы (строго говоря, управление представляет собой изменение состояния какой-то системы в целях получения нужного результата).
Выход на аттестацию как публичное предъявление своей работы как руководителя, управленца, заставляет по-новому взглянуть на достигнутые школой результаты, оценить работу еще и с позиций своей собственной авторитетности в педагогическом коллективе и профессиональном директорском сообществе как минимум Москвы.
Задачей 2016-2017 учебного года было определено повышение качества образования через рост профессионального мастерства учителя: стала действовать внутришкольная система оценки качества образования, изменилась структура методической работы, была разработана система мониторинга эффективности профессиональной деятельности учителя. Но подведение промежуточных итогов показало ошибочность сделанных выводов и, как следствие,  поставленных задач, «западающими» стали целые направления работы: обеспечение условий для развития талантов, развитие профессиональных умений, массовый и любительский спорт, реализация городских проектов.
Значит, проводимый ежегодный анализ работы, который выявлял проблемные места и обозначал «точки роста», не позволял видеть глубинные корни  имеющейся проблемы. Получается, что учителя не так уж виноваты, что в их школе дети получают не отвечающее всем московским стандартам образование, на первый план по степени ответственности выходит фигура руководителя школы, не сумевшего организовать качественное обучение в школе.
За понятием «авторитет руководителя» скрываются две составляющие. Первая - социальная, это область, где раскрываются качества, которым должен соответствовать настоящий менеджер: грамотный анализ и прогнозирование, умение ориентироваться в непростых ситуациях и принимать необходимые решения, способность оперативно и эффективно решать проблемы бизнеса и коллектива. Вторая - из области психологии - осознание самим руководителем своих профессиональных возможностей, компетенций, понимание ожиданий подчиненных, грамотная интерпретация своих полномочий и привилегий. Одинаково плох перекос в ту или иную сторону: приоритет авторитетности должности или личности.
Доверие к руководителю со стороны профессионального сообщества, естественно, зависит от результативности работы, от тех новых достижений, которые показывает школа, так как это прямое следствие именно профессионализма всей команды во главе с ее руководителем. А вот результаты школы зависят уже от того, насколько авторитетен руководитель для своего коллектива, обучающихся и их родителей, насколько они понимают и принимают стоящие перед школой, перед ними лично задачи, готовы их реализовывать в конкретных условиях. Мой авторитет как руководителя в формируемой мною команде зависит от того, насколько я надежна с деловой и нравственной точек зрения, насколько последовательно и системно проявляю профессиональные и человеческие качества, поскольку авторитетным является тот руководитель образовательного учреждения, которому педагогами, заинтересованными в успехе учебно-воспитательного и организационно-педагогического процессов, добровольно делегировано право принимать весь комплекс решений, определяющих саму жизнь педагогического коллектива. А еще важнее то, насколько руководитель имеет желание, возможность, необходимость учиться всему и у всех, у тех, кто гораздо моложе тебя по возрасту, у тех, кто более компетентен в различных сферах управления и жизни, и у детей, которые наращивают свой потенциал с огромной скоростью.
Результат деятельности руководителя, а именно она и ценится другими профессионалами-управленцами как искусство наилучшим образом соотнести желаемое и действительное, распределить ресурсы и проконтролировать процесс, есть прямое следствие системности (наличия определенной системы, идеи) в работе руководителя. То есть как руководитель я обязана быть в курсе всех тенденций в мировой, российской и московской образовательных системах, причем я должна видеть не только текущее положение дел, но и перспективы развития.
Являясь значимым источником информации для всех участников образовательных отношений - педагогического коллектива, детей, родителей, - я смогу сформировать свою команду, смогу организовать людей, осуществить грамотный подбор кадров, нанять или вырастить хороших специалистов, дающих результат работы. Команда гарантирует грамотное распределение всех имеющихся ресурсов, осознанное делегирование полномочий, а это и участие в значимых проектах, и качественная работа по развитию талантов школьников.
Главное, что я поняла, заключается в том, что мой авторитет в глазах профессионального сообщества - это прежде всего моя репутация в возглавляемом коллективе. Но это не самоцель. Для меня важно, чтобы наша школа - сообщество педагогического коллектива, учеников и родителей - становилась конкурентным образовательным учреждением ХХI века. Авторитет руководителя в быстро меняющемся современном мире нельзя заработать раз и навсегда. Какое-то время им можно пользоваться, но при этом необходимо постоянно развиваться, учиться, подтверждать свое право быть авторитетом в глазах людей большого педагогического, ученического и родительского коллектива. «Кто не идет вперед, тот идет назад: стоячего положения нет», - говорил В.Г.Белинский.

Ирина ВОРОНОВА, директор школы №283