Но даже это немалое количество достоинств порой не способно искоренить тот страх, который может появиться в душе любого ученика при слове «экзамен». Однако действительно ли сочинение является такой глобальной проблемой, которая может заставить сдаться и опустить руки, или же данное испытание под силу любому?
Формат и условия проведения испытания довольно стандартны и просты: четыре часа времени, пять тем, которые соответствуют пяти направлениям текущего года, бланки для готового варианта работы, где должно быть не менее двухсот пятидесяти слов, черновики, наблюдатели, прочие условности любого экзамена. На мой взгляд, вполне подходящие и привычные нам нормы для аттестации. Однако если условия не представляются школьникам такой непреодолимой преградой на пути к успешной сдаче, может быть, все дело в подготовке?
Наверное, для творческой работы, какой и является декабрьское сочинение, нельзя вывести единого четкого алгоритма подготовки. Одни пытаются проработать и заучить по несколько литературных аргументов и прочих примеров для каждого направления, другие посещают специальные курсы и элективы, третьи используют разнообразные интернет-ресурсы для улучшения и систематизации своих знаний. Тем не менее, как мне кажется, любая подготовка такого плана не всегда может гарантировать наилучший результат: вызубренные аргументы могут вылететь из головы, когда вы окажетесь в «боевых условиях», знания учителя не смогут просто так оказаться у вас в сознании, так же как и статья из Интернета. Конечно, все эти способы не могут быть отложены в сторону при подготовке, но что же главное и самое эффективное? Читать. И уметь мыслить. Вероятно, одно вытекает из другого, но в любом случае только неординарность, наполненность мыслями и их ясным выражением смогут выделить именно вашу работу среди десятков других, проверяемых экспертом.
Итак, итоговое сочинение. Многим из нас, современных школьников, этот вид аттестации кажется новаторским и неопробованным, а между тем вот уже не одно поколение выросло на данной работе: сначала сочинение по определенному произведению из классики расценивалось как выпускной экзамен, после - шестичасовое сочинение с тетрадью в двенадцать листов, а сейчас…
А сейчас нововведение, сделанное около трех лет назад в образовательной области, дает свои результаты: количество успешно сдающих одиннадцатиклассников растет, повышается и уровень вовлеченности молодежи в литературу.

Ксения МИЩЕНКО, ученица 11‑го класса, слушательница курса «Итоговое сочинение» школы дополнительного образования «Президентская школа», Москва