Многие сельские школы являются культурными центрами, куда родители тянутся с большим удовольствием. Там часто проводятся совместные праздники для учащихся и родителей. В этих школах сохраняется авторитет учителя. Не секрет: когда происходит активное взаимодействие школы с родителями, тогда и разногласий между школой и семьей меньше.
Тем не менее проблема есть. Вероятно, некоторый надлом в доверии случился, когда образование стали относить к услугам. Может быть, причиной разлада стала дележка ответственности за воспитание между школой и родителями, когда рабочий день в стране по протяженности стал непомерно возрастать.
Так или иначе в настоящее время все образовательные организации работают в режиме полной открытости, а значит, и незащищенности. В показатели качества работы учреждения стали входить уровень удовлетворенности родителей системой работы школы, наличие либо отсутствие жалоб. А жалоб становится все больше, учителя постоянно находятся под их угрозой, так как реакция на эти «сигналы» следует незамедлительно. Это позитива во взаимоотношения школы и семьи не добавляет… И, если в ответ на формируемые извне установки у родителей формируется негатив по отношению к школе, он автоматически передается и детям. Таким образом, авторитет учителя падает, а вместе с ним и воспитательный потенциал школы. Поэтому важно находить точки соприкосновения и «притягивать» родителей к участию в школьной жизни. В любом качестве. И станет понятно, какой огромный потенциал заложен в этом взаимодействии.
Недавно в гимназии состоялось занятие родительского клуба. Удивительно, на приглашение откликнулись в основном родители, у которых и так отношения со своими подрастающими детьми неконфликтные. Размышления строились на основе просмотра художественного фильма Питера Уира «Общество мертвых поэтов». Сам по себе фильм оставляет глубокий эмоциональный след. Отношение к героям может быть неоднозначное.
Обсуждение строилось на основе следующих вопросов: какие страхи лежат в основе родительских ошибок? Какова доля ответственности взрослых, развивающих креативность и свободомыслие? Как быть с доверием, если мы находимся в плену родительских ролей? Отклик был живой, хотя говорить стали не сразу. Вдруг возникло обсуждение учителей - в хорошем, доброжелательном ключе. Потом стали приводить примеры построения взаимоотношений с ребенком в ситуации конфликта. Были и скептики, и критики - размышление состоялось.
Важно, чтобы родители поняли: наши встречи - это протянутая рука, мостик, когда мы не будем озвучивать пожелания в адрес учителей или родителей, не будем давать друг другу задания, а будем вместе искать новые «точки входа» в тонкую, трепетную зону взаимодействия с нашими детьми. Бережно, но уверенно, не закрываясь, не используя штампы и манипуляции.
И чтобы нам было что им сказать. И чтобы мы научились их слышать и понимать. И доверять им их будущее, какое бы оно ни было. И учиться у них доброте и открытости, вере. Пусть не всегда осмысленно, пусть интуитивно, на уровне эмоций. Это наша жизнь. Это их жизнь. И, думая о будущем, мы проживаем настоящее. Пусть мысли о будущем не навредят настоящему. Ведь каждый прожитый миг определяет это самое наше будущее.

Ольга ФИЛИМОНОВА, директор Сергиево-Посадской гимназии имени И.Б.Ольбинского, Московская область