- Данный проект - «Я хочу быть здоров!» - был реализован на базе нашего дворца с 2013 по 2017 год. Идейным вдохновителем проекта можно назвать академика РАН, профессора кафедры факультетской хирургии медицинского факультета Санкт-Петербургского государственного университета Сергея Александровича Варзина, который сотрудничает с нами уже много лет. Именно он поддержал идею проекта, помог договориться с некоторыми партнерами, сам не раз приезжал к ребятам в гости.
По сути, проект явился естественным продолжением образовательной одноименной программы, которая реализуется в нашем учреждении с 2009 года. Для участия в программе приглашались школьники с 5‑го по 8‑й класс. Ребята могли ознакомиться с тем, что входит в понятие «здоровый образ жизни», почему так важно его вести, как правильно относиться к окружающей среде и т. д. Уже на завершающем этапе реализации программы мы поняли, что абсолютно необходимыми будут создание и реализация проекта, который также будет касаться темы здоровья школьников и его сохранения. Почему? Прежде всего потому что очень многие подростки сегодня не имеют представления о реальном положении вещей, если речь идет о вредных привычках. То есть они слышат из уст педагогов, родителей, просто знакомых, что вредно курить, выпивать, вредно употреблять энергетики, однако как это влияет на здоровье, каковы биохимические, психосоматические механизмы этого процесса, им никто не объясняет на должном уровне. Родители не всегда обладают достоверной информацией, а у педагогов зачастую нет на это времени. Мы попытались охватить эту тему по возможности широко, соответственно вскрыв все механизмы воздействия вредных веществ на человека, на его образ жизни. Чтобы это преподносилось с высокой степенью компетентности, мы начали привлекать к участию в проекте социальных партнеров. Таким образом, к нему подключились 26 учреждений и организаций. Многие из них открыли двери для наших ребят, а также выразили готовность помочь объяснить подросткам, что такое здоровье и в чем, собственно, его смысл. Одними из самых активных наших соорганизаторов можно назвать Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины имени А.М.Никифорова МЧС России, Санкт-Петербургскую академию постдипломного педагогического образования, Санкт-Петербургский государственный университет и др.
- Легко ли было найти общий язык с партнерами?
- Конечно, не все организации, к которым мы обращались, распахнули двери для школьников старших классов, но это скорее исключение, потому что люди, которые работают в медицинских, экологических организациях, как правило, понимают важность проблемы сохранения здоровья детей. Поэтому многие специалисты часто на добровольческих началах подключались к проекту. Их количество показывает, как много у нас неравнодушных людей и что проблема детского здоровья - это общая забота медиков и педагогов.
- Расскажите, пожалуйста, как строилась работа в рамках проекта.
- Один раз в месяц у нас происходили встречи на базе какой-либо организации-партнера. Дети - участники проекта, а также их педагоги общались с разными специалистами, в том числе медиками, психологами, биологами и т. д. Каждый раз это был интересный разговор, проведение опыта, игра, мастер-класс, посвященный теме здоровья человека, форсайт-сессия и др. Мы старались использовать самые разнообразные формы общения. При этом после каждой встречи ребятам нужно было подвести некий итог услышанному и увиденному. Они могли написать эссе, создать коллаж, интерактивное пособие и т. п.
В нашем проекте участвовали школьники с 7‑го по 9‑й класс. В целом было 16 команд по 6 человек (5 школьников и педагог). Когда мы подвели итог и произвели статистическую обработку данных на основе диагностики этих детей, то оказалось, что качество жизни школьников - участников проекта изменилось. Они уже по-другому смотрят на мир и готовы компетентно рассказать о том, как, например, влияет на организм никотин. То есть наши ребята стали проводниками идеи здорового образа жизни. На недавней ярмарке вакансий, организованной Комитетом по труду и занятости населения Санкт-Петербурга, выпускники проекта провели интерактивный мастер-класс, который назывался «Химия здоровья», где наглядно показали, как спирт разрушает белок. Одно дело, когда подростку твердят, что пить нельзя, а другое дело, когда он своими глазами видит, какая ворсистая пленка из денатурированных белков образуется в желудке при попадании туда спирта и как потом нарушается всасывание. Также ребята показали, как влияет энергетик на эмаль зубов. Многие интерактивные модели и мастер-классы им помогли разработать как раз социальные партнеры.
- Что касается энергетиков, то тема более чем актуальна - не секрет, что эти напитки находятся в свободной продаже, чем подростки активно пользуются.
- Вы правы, мало того, энергетики специально располагают в магазинах на полках на выходе и на входе, для того чтобы был соблазн их купить. Это, конечно, очень плохо, потому что энергетик прежде всего содержит кофеин, который «бодрит», а также таурин, гуарану, у которых тоже тонизирующий эффект. Действие энергетика на самом деле напоминает ситуацию с загнанной лошадью, когда возница ее понукает и гонит и лошадь на последнем издыхании добегает до финиша и погибает. Все перечисленные добавки разрушающе действуют на сердце, они его загоняют, особенно если это регулярный прием. Дети пьют энергетики перед физкультурой, перед контрольной работой, перед экзаменами, думая, что действие энергетика благотворно и оно бодрит, но это не так. Последствия таковы, что через некоторое время после такой «гонки» организм начинает разрушаться. Просто компенсаторные функции молодого организма не позволяют молодежи сразу заметить это, но все имеет эффект накопления.
- Проект реализовывался 4 года. На ваш взгляд, каков его главный эффект?
- Все школьники, кто принял участие в нашем проекте, сказали, что в их семьях уже происходят изменения, и есть примеры, когда родители бросили курить. Многие родители вместе с детьми приходили на экскурсии, на встречи, поэтому у нас получился семейный проект. Кроме того, накоплен огромный методический материал, которым мы готовы делиться с коллегами.
Когда мы продумывали форму работы, то в первую очередь хотели, чтобы она не носила оттенка назидания, наставления. Детям важно, чтобы с ними общался не тот, кто осудит, а тот, кто поймет, кто предложит научную основу, поможет открыть дверь в микромир, увидеть изнанку того действия, которое мы совершаем относительно своего организма, как разрушаем его. Почему без этой картины разрушения нельзя? Дело в том, что любой ребенок негативно воспринимает разрушение. Заметьте, когда ребенок в песочнице построил башню, а кто-то ее сломал, он плачет. Так и подросток, когда видит разрушение, в силу психологических закономерностей внутренне противится этому, отталкивает это от себя.
- А появились ли в ходе реализации проекта «побочные» эффекты, например, кто-то из ребят определился с будущим профессиональным направлением?
- Да, и это тоже очень интересное явление. Когда мы провели внутренний скрининг, то обнаружили, что многие дети выбрали будущей специальностью медицину, а некоторые благодаря социальным связям даже уже определили будущее место работы.
- Каковы ваши дальнейшие планы, будет ли разработан новый проект?
- В этом году у нас стартовал новый проект, который называется «Экология здоровья», в рамках которого к нам подключились 22 социальных партнера. Часть из них - прежние учреждения и организации, а часть - учреждения и организации, работающие в экологическом направлении. Мы убеждены, что в рамках этого проекта будет идти не менее продуктивная и интересная работа, нацеленная на экологическое просвещение и воспитание школьников.

Санкт-Петербург