- У профсоюзов давняя история. Что положительного взято вами в сегодняшний день?
- Можно сказать, что сегодня деятельность профсоюзов наполняется новым содержанием. Понятно, что роль советских профсоюзов, которые называли приводным ремнем партии, не стопроцентно была равна тем задачам, для которых собственно и создавались в мире профсоюзы. Поэтому с наступлением в стране перемен происходит актуализация функций профсоюза. В 90‑е годы, период становления современных российских профсоюзов, все усилия были направлены на классические профсоюзные темы: зарплата, рабочие места, условия труда. Однако время идет, жизнь не стоит на месте, и другие вопросы простых людей тоже требуют решения. Возвращаются вопросы организации отдыха, оздоровления и лечения, досуга работников и членов их семей. Но превалирует, конечно, защита профессиональных, трудовых, социальных интересов людей труда.
- Что значит защита?
- Что в первую очередь нужно гражданину? Гарантированное рабочее место, достойные условия труда, справедливая оплата, адекватная затраченному времени, силам и уровню квалификации. Чтобы коллективная и индивидуальная защита осуществлялась, люди должны знать свои права. К сожалению, нужно признать, в обществе сохраняется своего рода правовой нигилизм, и одна из задач нашей республиканской организации - правовое просвещение, своеобразный ликбез по основам законодательства. Это нужно и работникам, и руководителям.
- В какой форме проходит обучение?
- Существует система семинаров, конференций, круглых столов. В сентябре у нас началась учеба директоров и заведующих дошкольными учреждениями столицы республики по особенностям применения норм трудового законодательства в образовательных организациях. Есть постоянно действующий семинар для профсоюзного актива. Отдельно обучаем молодых учителей. В студенческие годы они несколько абстрактно думают о своем будущем, но когда приходят на работу, сразу возникает немало вопросов. К примеру, правильно ли им начисляют зарплату. Почему нет подъемных, хотя такая материальная поддержка указана в соглашении (а их, действительно, не всегда выплачивают, потому что в организации либо денег не хватает, либо руководители не знают, как оформить выплату). Наша задача - сделать так, чтобы работники знали и свои права, и свои обязанности. Мы ежемесячно проводим веб-семинары (это до 300 подключений). Аудитория может быть самой обширной. Самое интересное - вопросы в чате и живое обсуждение проблем.
- Что можно назвать стержнем, основой профсоюзной работы?
- Самое главное - социальное партнерство. Сегодня все строится на этом. Профсоюзы по итогам переговоров с работодателями, органами власти подписывают соглашения, где есть те или иные нормы, которые можно реализовать для улучшения условий труда. Это очень серьезный процесс, переговоры идут месяцами. Мы заключаем соглашение с министерством образования, соответственно в муниципалитетах заключаются территориальные соглашения, в учреждениях - коллективные договоры. В целом в соглашениях и колдоговорах учреждений образования республики есть до 80 позиций, улучшающих условия труда и отдыха, оплаты, найма на работу. Это касается и статуса руководителей.
Замечу, что сейчас наблюдается практика ежегодно заключать трудовые договоры с руководителями образовательных организаций. Человека увольняют, а потом принимают снова. По большому счету директор продолжает трудиться в той же должности, а если его уволили и приняли опять, то его нужно заново аттестовать, провести процедуру найма. Один такой круг еще можно пройти, но второй, третий, седьмой? Особенно такая ситуация болезненна для людей предпенсионного возраста. Их увольнение тоже не редкость. Заключение соглашений, информационная, разъяснительная работа помогают в определенной мере минимизировать издержки в этих вопросах.
- С какими основными проблемами сталкиваетесь чаще всего?
- Жизнь циклична, и в каждый момент появляются те или иные проблемы, которые нужно решать. Скажем, наступил сентябрь, у педагогов тарификация, но вот они пришли на работу, а у них количество часов уменьшилось. Они спрашивают: по какой причине? По объективной, к примеру, ввели новую дисциплину или приняли нового сотрудника и передали часы ему.
С 2012 года учителям в школе назначают стимулирующие выплаты, чтобы довести зарплату до уровня, определенного указом Президента РФ, и здесь тоже возникают коллизии, нередки обиды. Необходимы контроль, открытость, гласность, справедливость и объективность. Есть вещи, на которые люди чутко реагируют. Есть процедуры, которые определены Трудовым кодексом. Это серьезный вопрос - добиться, чтобы и работодатели и профкомы соблюдали процедурные моменты. Тогда можно надеяться, что нормы законодательства и локальных актов будут исполнены, несправедливости будет меньше. А как этот учет осуществить? Профсоюзные активисты, руководители профсоюзных организаций должны быть подкованы, должны знать законодательство так, чтобы на равных вести диалог с руководством. У руководителя множество рычагов воздействия, общественная организация может отстоять интересы людей и доказать свою правоту только на знании и соблюдении законодательства.
- Труд учителя многогранен. Многие жалуются, что далеко не все учитывается.
- Да, у педагогических работников много функций: и классное руководство, и проверка тетрадей, и обучение детей на дому… Ошибок в начислении зарплаты, в окончательных расчетах бывает немало. Иногда руководители учреждений просят, чтобы наши юристы, экономисты пришли к ним и посмотрели, что в учреждении неправильно, провели своего рода аудит, проверили локальную базу, делопроизводство, правильно ли оформлены приказы, трудовые договоры с работниками. Кажется, что это малозначительная работа, но от этого многое зависит. К примеру, должность в документах не так названа, и работник лишается возможности получения пенсии за выслугу лет.
- Организация большая. Вопросов много. Как осуществляется связь?
- Мы консультируем и на сайте, и в социальных сетях (есть своя группа «ВКонтакте»), где специалисты рескома профсоюза подробно отвечают на все вопросы. У нас большая судебная практика, особенно по пенсиям и увольнениям.
- Каковы отношения профсоюза с министерством образования?
- Мы социальные партнеры. Совместно участвуем во многих делах, в частности, в проведении конкурсов «Учитель года», «Воспитатель года». Являемся соучредителями всех конкурсов профессионального мастерства, так как всегда поддерживаем профессиональный рост учителей. Серьезное направление нашей деятельности - законодательная инициатива, внесение предложений в органы власти по изменению той или иной нормы законодательства в соответствии с велением времени.
- Одно из ваших направлений - организация досуга.
- Я уже говорила, что жизнь включает не только работу. Людям хочется и петь, и выезжать на природу, и соревноваться. Реском профсоюза содержит профсоюзный спортивный клуб «Буревестник». Организовываем спортивные мероприятия для работников сферы образования и студентов. Соревнования проходят во всех районах и городах, как и Универсиада, в которой студенты, юноши и девушки состязаются по 32 видам спорта. В Уфе ежегодно проходят два фестиваля - по летним видам спорта и лыжный фестиваль. Проходят также тур­слеты, соревнования рыбаков. Занимаемся также организацией санаторного лечения, предоставляем путевки «мать и дитя» в местные здравницы.
- Каково будущее профсоюзов?
- Пока есть люди наемного труда, профсоюзы будут. В этом заинтересованы не только работающие, но и работодатели, потому что они понимают, что продуктивнее вести переговоры с организованной структурой, которая знает законы и действует в правовых рамках. Даже в Японии, где практикуется пожизненный найм, есть профсоюзы.
- Некоторые говорят: «А что я с этого имею? Куда пошли мои взносы?»
- Наша жизнь такова, что все гладко не бывает. Мы оказываем материальную помощь, если приходит беда. На солидарные средства приобретаем лекарства, оплачиваем операции, помогаем погорельцам. Спрашиваете, что могут профсоюзы? Когда в 90‑е годы был уже принят закон о приватизации образовательных учреждений, учителя выходили на протестные акции, собрали миллионы подписей по стране, в итоге президентом было наложено вето на этот закон. Где бы наши дети были сейчас? Где бы учились? Все образование стало бы частным. В стране сохранилась государственная система школьного образования, его доступность и бесплатность. Не могу сказать, что все нам удается, нет, государство ищет, где сэкономить. К примеру, мы не сумели добиться более крупной компенсации за коммунальные услуги для сельских учителей. Это наш минус. Но есть и достижения.
- Можно ли говорить, что наши профсоюзы такие же, как западные?
- У них нет ни новогодних праздников для детей, ни развития спорта, ни санаторных путевок, ни конкурсов профессионального мастерства. Профсоюзное движение в России более социально направленное.
Профсоюзы не могут быть лучше, чем само общество. Мы ставим задачу, чтобы членство в наших рядах было осознанное, а не для массовости, полагаем, что член профсоюза - человек с активной жизненной позицией и хорошо образованный, именно такие люди делают отрасль и нашу организацию сильными.