«Квадрат» Рубена Эстлунда
Шведский режиссер Рубен Эстлунд в своем новом фильме в очередной раз умело препарирует современное общество. Причем делает это так виртуозно, что даже далеко не все зрители догадываются, о чем, собственно, идет речь. Некоторые усматривают в картине лишь критику авангардного искусства, не давая себе труда задуматься и взглянуть на фильм гораздо шире. С одной стороны, это сатирическая история о кураторе музея современного искусства, внешне благообразном и приличном, который теряет всю свою благообразность, всего лишь утратив бумажник и айфон. А с другой - беспощадный портрет нынешнего общества, своеобразное зеркало, смотреть в которое, конечно же, не очень приятно, так как оно без прикрас высвечивает все уродливые и нелицеприятные аспекты современного существования. В дикой суете мы редко задумываемся об этих вещах, мы привыкли к такому ритму и образу жизни, нас уже ничто не шокирует, мы готовы даже посмеяться на веселых перформансах, и редко кто из современников готов воскликнуть: «А король-то голый!» или же, как Чацкий, рвануть прочь из мегаполиса, чтобы оказаться подальше от этого кошмара, лицемерия и пошлости.
Жюри 70‑го Каннского международного кинофестиваля во главе с режиссером Педро Альмодоваром заслуженно присудило «Квадрату» «Золотую пальмовую ветвь». Посмотрим, чем ответят «Золотой глобус» и «Оскар», картина в номинации. Но в любом случае свое место в истории кино фильм Эстлунда уже занял.

«Нелюбовь» Андрея Звягинцева
Еще один триумфатор Каннского кинофестиваля этого года, а также претендент на «Золотой глобус» и «Оскар». Говорящее название картины объясняет многое. Собственно, это слово может стать эпиграфом и для всех предыдущих фильмов Звягинцева. Во всяком случае, к «Елене» и «Левиафану» оно имеет самое прямое отношение. Режиссер исследует причины, истоки, образы нелюбви в современном мире. Опять же, хоть действие происходит и в России, история интернациональна и понятна практически везде, ибо нелюбовь, к глубочайшему несчастью, стала символом нашей жизни, мы уже привыкли к ней настолько, что даже не ощущаем этого, не задыхаемся от отсутствия любви. Можно вспомнить давние слова Николая Бердяева о том, что «настоящая любовь, всегда бывшая редким цветком, агонизирует и исчезает из мира, мир стал слишком низок для нее», и лишь посетовать на то, что с каждым годом эта мысль становится все более актуальной.
Андрей Звягинцев беспощаден как к своим героям, так и к нам, зрителям. Впрочем, и те и другие, собственно, получают то, что заслужили. Как говорит сам режиссер: «Трагический сюжет дается человеку не для того, чтобы дождаться хеппи-энда перед титрами и уйти из кинотеатра с пустым сердцем, а чтобы неразрешенную задачу впустить в себя и уже дальше с ней работать».

«Аритмия» Бориса Хлебникова
А вот этот фильм, в противовес звягинцевской «Нелюбви», можно было бы назвать «Любовь». При всей безысходности показываемых событий вся картина Бориса Хлебникова буквально пронизана любовью, каким-то ясным, тихим, внутренним светом и очень большой надеждой, несмотря ни на что и вопреки всему. И опять же так можно сказать практически обо всех фильмах этого режиссера. От частной, простой истории из жизни врача «скорой помощи» Олега и его жены Кати картина вырастает до рассказа о нынешнем существовании всей страны в целом. И симптоматично, что такой совсем негероический персонаж, как Олег, в блистательном исполнении актера Александра Яценко, уже серьезно претендует на звание героя нашего времени. Потому что на таких вот несуразных, далеко не безупречных, в чем-то смешных, угловатых, но невероятно честных и порядочных людях и держится общество, благодаря им оно еще и остается на плаву и даже не совсем безнадежно.
У «Аритмии» Бориса Хлебникова какие-то невероятные энергетика и магия. Начав свое триумфальное шествие с кинофестиваля «Кинотавр» в Сочи в июне этого года, она продолжает собирать призы, уважительные отзывы профессионалов и восторги зрителей.

«Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов» Александра Ханта
Нынешний год в российском кино богат на интересные и самобытные дебюты, что дает основания для сдержанного оптимизма по поводу будущего нашего кинематографа. И самый яркий дебют - это, безусловно, «Витька Чеснок». Пожалуй, таких триумфальных дебютов у нас не было уже давно. Фильм Ханта - это притча о самых главных вещах: о любви и ненависти, добре и зле, о том, что у человека всегда есть возможность выбора, о неоднозначности людских взаимоотношений, о том, что, если у человека есть душа и он способен на поступки со знаком плюс, не все еще потеряно. Сделано кино с большим юмором и любовью к персонажам, видно, что для режиссера они живые люди, а не схемы. При всей «чернушности» сюжета и темы режиссер, виртуозно избегая пошлости, сделал очень стильную, можно даже сказать эстетскую, и в то же время простую картину с блестящим саундтреком. Картину, оставляющую светлое и ясное послевкусие и желание пересматривать ее снова и снова. А еще это фильм с потрясающими актерскими работами: Евгений Ткачук в главной роли просто бесподобен, и также прекрасны и другие исполнители.
Фильм «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов» ездит по фестивалям, собирает призы. Один из последних - главный приз на XXIII Международном фестивале фильмов о правах человека «Сталкер».

«Время первых» Дмитрия Киселева
В этом году наших кинематографистов всерьез заинтересовала космическая тема. Заинтересовала настолько, что вышло сразу два фильма про космос - сначала «Время первых», потом «Салют‑7». Картина «Время первых» была первой ласточкой, она вышла весной. Два этих фильма - это два эпизода из богатой советской космической истории. В чем-то они невероятно похожи. И все же «Время первых» оставляет более глубокое и цельное впечатление. В основе сюжета - реальные события, происходившие в марте 1965 года, когда летчик-космонавт Алексей Леонов вышел в открытый космос.
Основной драматический нерв картины - это, конечно, эпизоды в открытом космосе, а также история возвращения на Землю космонавтов Алексея Леонова и Павла Беляева (превосходный актерский дуэт Евгения Миронова и Константина Хабенского). Но «Время первых» - это не только экшен о космосе, это кино о настоящих людях, простых героях, о человеческих взаимоотношениях. Ведь история-то начинается еще на земле, когда Леонов и Беляев только готовятся к полету. Также сильны и драматические земные эпизоды в Центре управления полетами, где все внимание приковано к грандиозному актеру Владимиру Ильину в роли Сергея Королева.
Фильм также подкупает абсолютным отсутствием дешевого ура-патриотизма, вызывающего недоверие, и честной, человеческой интонацией.

На самом деле российских фильмов, вышедших в этом году и заслуживающих внимания, было гораздо больше. Звезды так сошлись или же это закономерное явление, сказать пока не берусь, но очень хочется надеяться, что эта положительная тенденция будет продолжаться и впредь, и в финале 2018 года мы тоже сможем порадоваться успехам нашей киноиндустрии.