Создание регионального модельного центра дополнительного образования детей
На базе республиканского ресурсного центра «Юные якутяне» сформировано ядро новой системы - региональный модельный центр дополнительного образования детей. РРЦ «Юные якутяне» предстоит в режиме проектного офиса обеспечить сетевое взаимодействие организаций разного типа в сфере дополнительного образования, в том числе республиканских министерств и ведомств, муниципальных учреждений дополнительного образования, частных организаций, индивидуальных предпринимателей, школ, технопарков, вузов, учреждений СПО, интеллектуальных и бизнес-партнеров, социально ориентированных некоммерческих организаций, общественных организаций. Объединение их усилий должно привести к созданию системы, в которой ребенок будет главным действующим лицом. Помимо регионального модельного центра в муниципалитетах создаются опорные центры дополнительного образования из числа тех, кто активно внедряет в свою деятельность новые практики. Информацию о программах, реализуемых в регионе, дети и их родители узнают на портале-навигаторе детямякутии.рф.

Персонифицированное финансирование
В прошлом году Якутия стала одним из девяти регионов, выигравших конкурс на участие в федеральном эксперименте по внедрению персонифицированного финансирования дополнительного образования. Каждому ребенку, участвующему в эксперименте, выдается именной сертификат, обеспеченный бюджетными деньгами. И в каких бы кружках или секциях ни занимался его обладатель, государство это оплатит. Причем нет разницы, посещает ли кружковец муниципальное учреждение, занимается в частной организации или учится у индивидуального предпринимателя.
Если детям станет неинтересно и они начнут переходить в другие кружки, секции, студии, то и деньги последуют за ними. Поставщики образовательных услуг получают средства, исходя из результативности и эффективности своей работы. И оценивают ее качество самые заинтересованные эксперты - дети. Это отличное решение и прекрасный стимул для развития и совершенствования системы. По количеству ребят, выбравших определенное занятие, мы четко видим, что востребовано, а что нуждается в доработке. Таким образом, повышается здоровая конкуренция учреждений дополнительного образования, заинтересованность в каждом ребенке.
В нынешнем году в эксперимент по внедрению персонифицированного дополнительного образования включены Якутск и 27 районов республики. Более 15,5 тысячи детей получили сертификаты.
Механизм финансирования, можно сказать, революционный, поэтому пришлось немало потрудиться, чтобы разъяснить работникам учреждений и родителям его особенности. Сделан еще один важный шаг: составлены два принципиально новых реестра - региональных поставщиков услуг дополнительного образования и программ дополнительного образования, реализуемых на территории республики. Группа экспертов регионального оператора провела сертификацию 794 программ, и список этот продолжает пополняться.
Для удобства родителей и детей вся информация размещается на портале персонифицированного финансирования. Здесь можно получить сведения не только о программах, их целях, продолжительности и многом другом, но и об участвующих в эксперименте учреждениях, уровне квалификации педагогов, используемом оборудовании. Это помогает выбрать подходящую программу сообразно устремлениям, уровню подготовки и способностям детей.

«Кванториум»
В октябре 2017 года Якутия приняла участие в Марафоне открытий федеральной сети детских технопарков «Кванториум». На сегодняшний день в «Кванториуме» размещаются восемь подразделений-лабораторий: аэроквантум, геоквантум, IT-квантум, космоквантум, нейроквантум, робоквантум, VR/AR-квантум, энерджиквантум, а также hi-tech-цех, где ребята осваивают такие профессии, как «системный инженер композитных материалов», «инженер 3D-печати в строительстве», «проектировщик системы умного дома», «строитель умных дорог», «архитектор виртуальности», «оператор медицинских роботов» и многие другие интересные и полезные профессии, которые уже завтра будут востребованы.
JuniorSkills
В числе важных мероприятий - подготовка будущих профессионалов по программе JuniorSkills. Первое же участие якутян в национальном чемпионате JuniorSkills в 2016 году в городе Красногорске стало весьма успешным. Школьники Якутии выиграли золотую медаль по компетенции «3D-прототипирование», серебряные медали по компетенциям «Инженерный дизайн CAD» и «Аэрокосмическая инженерия». В этом году стали бронзовыми призерами II национального чемпионата JuniorSkills в Краснодаре по компетенциям «Мультимедийная журналистика», «Аэрокосмическая инженерия» и «Лабораторный и химический анализ». Для дальнейшего развития программы JuniorSkills в Якутии планируется создать единую региональную площадку для предпрофессиональной и профессиональной подготовки школьников - Центр подготовки компетенций.

«Будущий дипломат»
Одним из примеров успешной практики по ранней профориентации обучающихся является проект «Будущий дипломат», не имеющий аналогов в России. На протяжении нескольких лет он реализуется совместно с представительством Министерства иностранных дел России в городе Якутске, Министерством по федеративным отношениям и внешним связям Республики Саха (Якутия). Согласно Протоколу о взаимодействии между Министерством иностранных дел Российской Федерации и Правительством Республики Саха (Якутия) в области осуществления международных и внешнеэкономических связей в 2013‑2017 гг., подписанному министром С.В.Лавровым и президентом Якутии Е.А.Борисовым в ноябре 2012 г., победителю конкурса выделяется целевое место за счет государственного бюджета республики в Дипломатической академии или МГИМО(У) МИД России. В августе 2017 года в Якутске впервые организована международная дипломатическая школа среди старшеклассников России и Китая «Будущее глазами подрастающего поколения».
«Музыка для всех»
По инициативе первого президента Якутии М.Е.Николаева в республике реализуются межведомственные проекты «Музыка для всех», «Рисуем все» и «Шахматы - детям». Значение музы­кального образования признано в республике на государственном уровне. Утверждена концепция проекта «Музыка для всех», проведены международные конгрессы с участием музыкантов, ведущих специалистов по музыкальному образованию, представителей ЮНЕСКО. Благодаря проекту растет количество детей, занимающихся музыкой.

Международный центр
«Дети Арктики»
Проект Международного центра «Дети Арктики» утвержден и запущен в республике совсем недавно. В будущем в образовательном центре дети из арктических регионов смогут заниматься наукой, техническим творчеством, пробовать себя в инновационных технологиях и при этом приобщаться к национальной культуре, осваивать традиционные промыслы и ремесла. Стоит отметить, что к реализации проекта «Дети Арктики» подключаются северные регионы России и такие страны, как Дания, Исландия, Канада, Норвегия, США, Швеция, Финляндия. Для нас важен их опыт. Комплекс планируется построить к 2020 году.

Традиционные республиканские творческие проекты
Особое внимание в учреждениях дополнительного образования республики уделяется сохранению этнокультурной идентичности личности путем приобщения к родному языку и культуре с одновременным освоением ценностей мировой культуры.
Эффективной формой широкого привлечения детей к занятиям по развитию национальной культуры, народных ремесел, обычаев, традиций является система республиканских творческих конкурсов-проектов: выставка декоративно-прикладного творчества «Радуга Севера», фестиваль детских театров и студий моды «Сияние Севера», конкурс авторов детской песни и танца «Сир биһик» («Земля - колыбель моя»), вокальный конкурс среди мальчиков и юношей «Ыллаа-туой, уол оҕо!» («Если бы парни всей земли…»), конкурс среди мальчиков и юношей «Уол оҕо - норуот кэскилэ» («Юноши - будущее нации»), конкурс детских хореографических коллективов «Палитра танца», конференция исследовательских краеведческих работ учащихся «Дойдум (Отечество)», детский фольклорный фестиваль «Хоровод дружбы», конкурс вокально-инструментальных ансамблей, конкурс юных журналистов «Тыа сирэ - мин дойдум» («Моя малая родина»), конкурс мультипликационных фильмов на якутском языке о родном улусе (городе) и др.

«Готов к труду и обороне»
С 2014 года возобновлен физкультурный комплекс нормативов «Кэнчээри», который является базовой площадкой привития спортивных навыков, оздоровления и привлечения к регулярным занятиям физическими упражнениями детей, поступающих в образовательные организации; началось внедрение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне». В процессе внедрения комплекса ГТО немаловажную роль сыграл республиканский физкультурный комплекс нормативов «Эрэл» среди учащихся школ, действовавший с 1999 по 2015 год, благодаря чему наши дети были более подготовлены к выполнению нормативов ГТО, и первые результаты это подтвердили: 679 золотых значков, 1269 серебряных, 661 бронзовый.

Детское движение
Большое значение в системе воспитания и дополнительного образования детей уделяется сохранению и развитию детских общественных объединений. Сегодня 58,6% от числа детского населения республики вовлечено в деятельность детских общественных объединений. Более 80 социально значимых проектов детских общественных объединений было реализовано за счет грантовой поддержки по линии Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия).

Международные интеллектуальные игры
В июле 2018 года первые Международные интеллектуальные игры соберут в Якутии более полутора тысяч детей из разных стран и континентов. Юных исследователей ждут соревнования, научные конференции и симпозиумы. Этот фестиваль знаний и передовых технологий организован по инициативе главы Республики Саха (Якутия) Егора Борисова. Проведение игр поддержано Министерством образования и науки Российской Федерации, Российской академией наук, АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов», региональной программой Международного движения в поддержку научно-технического досуга молодежи «МИЛСЕТ Восток» и другими российскими и международными партнерами.

Все ключевые идеи, инновационные решения, приоритетные направления, заложенные в Концепции развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года и в приоритетном проекте «Доступное дополнительное образование для детей», на мой взгляд, реализуются в нашей республике в полной мере.

​Владимир ЕГОРОВ, кандидат физико-математических наук, министр образования и науки Республики Саха (Якутия)