Начну с плохого, чтобы закончить хорошим. Меня сильно огорчил в этом году переход на ручное управление в системе образования. Это опасная ситуация, когда решения принимаются без анализа, без экспертизы, просто потому, что «я так захотел!». Примеров здесь, к сожалению, больше, чем нужно: те же шахматы, астрономия, «краткий курс семейной жизни» и т. д. За ними ни анализа, ни просчета средних и длинных последействий, просто так захотелось… На мой взгляд, это путь в никуда - быть успешным с ручным управлением в образовании очень трудно. Особенно в завтрашнем дне.
Конечно, еще очень настораживает ксенофобия относительно всего того, что делается в образовании за границей. Прежде всего меня очень огорчают участившиеся нападки на Болонскую систему, якобы навязанную нам и разрушившую «лучшее в мире образование». Кто сказал, что «лучшее в мире»? Недавно объявили результаты первого национального рейтинга вузов: лишь 13 российских попали в Топ-100. О каком в таком случае «лучшем образовании» может идти речь? О международных рейтингах я тогда вообще молчу… Но при этом мы говорим, что «пойдем своим путем»: Болонский процесс навязан, ЕГЭ - дань западным традициям. А как же опыт Китая, где аналогам ЕГЭ уже сотни лет? Но у нас в голове засело: западное - значит плохое.
Что еще было плохого в образовании в уходящем году? Активно воплощалась в жизнь идея единых учебников. Почему? Зачем? Якобы, по данным опросов, граждане не против. Хотите, я «по опросам» докажу, что «у нас лучшее в мире образование»? А потом, тут же, что худшее? Главное - «правильно» сформулировать вопросы. Это очень легко. Так что подобные трансформации не добавляют оптимизма. Особенно в условиях перехода на ручное управление.
Было ли что-то хорошее? Было! Не успели разрушить «плохую» начальную школу. По мнению некоторых, в начальной школе до сих пор слишком много свободы. К счастью, реформы, которые в свое время начал министр Филиппов и продолжил министр Фурсенко, пока не свернули. В итоге мы все же опираемся на новые стандарты, в основе которых многое сделано с учетом лучших мировых практик. И в результате наши дети вновь в Топе PIRLS. По итогам исследования 2016 года они даже на первом месте.
Я часто бываю на различных российских и международных конференциях и вижу: то, что было заложено в образовании 10‑15 лет назад, продолжает давать всходы. И наша молодежь не уступает никому в мире - ни западным, ни азиатским сверстникам. Это радует, значит, у нас есть завтра.
Итак, о плохом мы поговорили. О хорошем тоже. Осталось только пожелать что-нибудь на будущее. Желаю, чтобы все ваши замыслы не разошлись с реализацией. Пусть в будущем году ваших ресурсов хватит на воплощение даже самых продвинутых из них!

NB! Виктор Александрович БОЛОТОВ, научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ, президент Евразийской ассоциации оценки качества образования, профессор, академик РАО.