- Завершающее заседание Координационного совета при Президенте РФ по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей в Кремле провел глава государства. Итоги работы за пять лет президент оценил как достойные и позитивные.
За прошедшие пять лет Координационным советом во главе с председателем Совета Федерации Валентиной Матвиенко проделана большая работа в области детствосбережения, заложен прочный фундамент для дальнейшего совершенствования государственной политики в сфере защиты семьи и детей. Приведу несколько цифр: детское население за пять лет увеличилось на 12 процентов и достигло в 2017 году 29 млн детей. Численность детей-сирот в государственном банке за последние 10 лет сократилось в три раза - со 186 тысяч до 56,6 тысячи за счет возврата детей в кровные семьи и передачи их на семейные формы воспитания и усыновления. В 2016 году были достигнуты исторические минимумы в показателях материнской, младенческой и детской смертности.
Мы также законодательно увеличили размер социальных пенсий детям-инвалидам, установили новый вид социальной пенсии для детей, чьи родители неизвестны, так называемых подкидышей. Для развития санаторно-курортной отрасли, в том числе города Евпатории, разрабатывается комплекс мер. Восстановлен и активно функционирует Международный детский центр «Артек». В соответствии с поручением президента был разработан и принят закон о безопасном отдыхе и оздоровлении детей. В этом году на туристских маршрутах мы не потеряли ни одного ребенка, не допустили серьезных нарушений в детских оздоровительных организациях. Но, к сожалению, по-прежнему теряем детей на дорогах. Очень рассчитываем, что ситуацию удастся переломить в ближайшие годы.
По итогам заседаний Координационного совета были приняты и реализованы конкретные поручения президента, утверждены правительством важнейшие стратегические документы. Среди них: Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, Концепция развития дополнительного образования детей, Стратегия развития индустрии детских товаров уже на период до 2030 года. Важно обеспечить преемственность в работе по их реализации и с учетом новых вызовов выстроить дальнейшую эффективную работу в интересах семьи и детей.
- Вы имеете в виду Десятилетие детства?
- Совершенно верно. Напомню, что Десятилетие детства было объявлено указом главы государства с 1 января 2018 года в целях совершенствования государственной политики в сфере защиты детства, учитывая результаты, достигнутые в ходе реализации Нацстратегии. Именно на итоговом заседании Координационного совета в Кремле президент огласил масштабный «демографический пакет», содержащий конкретные меры поддержки российской семьи и детей.
Я, как председатель оргкомитета Всероссийского конкурса «Семья года», вместе с Уполномоченным при Президенте РФ по правам ребенка А.Ю.Кузнецовой участвовала во встрече Владимира Владимировича Путина с семьями - победительницами этого конкурса в Большом Кремлевском дворце. Владимир Владимирович рассказал родителям о своих инициативах. На что последовала реакция присутствовавших отцов и мам: «Будем рожать!» Считаю это лучшим подтверждением правильности и своевременности предлагаемых демографических мер.
Отмечу, что две инициативы президента обрели форму законопроектов, которые уже приняты Государственной Думой. Речь идет о ежемесячных адресных пособиях на первого ребенка малообеспеченным семьям, а также о продлении действия программы материнского капитала до 31 декабря 2021 года и расширении возможностей его использования.
Правительством готовится специальная программа по созданию дополнительных мест в организациях, где реализуются программы дошкольного образования для детей в возрасте от двух месяцев до трех лет. Цель - стопроцентная доступность мест в яслях к 2021 году. Похожая задача по созданию новых мест в школах, ликвидации третьей и второй смен, ремонту ветхих зданий школ уже реализуется. В конце ноября Совет Федерации принял обращение к Правительству РФ с просьбой рассмотреть при уточнении показателей бюджета в 2018 году возможность увеличения бюджетных ассигнований до 50 миллиардов рублей на эту программу.
Можно говорить о создании в масштабе всей страны качественной и современной инфраструктуры для наших детей и школьников. Кстати, новые школы и детские сады оборудуются исключительно отечественной мебелью. Все больший ассортимент школьной формы, игрушек, детского питания. Не за горами памперсы, красивые и качественные детские коляски, спасательные жилеты для детей оте­чественного производства.
- Зинаида Федоровна, а какие учителя придут в обновленные школы, как вы думаете?
- Предваряя ответ на поставленный вами вопрос, отмечу, что в образовании мы с коллегами-сенаторами, Министерством образования и науки РФ, регионами, учителями, родителями, экспертами всегда ищем наиболее актуальные точки приложения сил, с тем чтобы сообща выйти на конкретные результаты. Как председатель профильного Комитета СФ отмечу, что вопросы реализации государственной политики в сфере образования, включая ваш вопрос об учителях, волнуют все регионы. Ведь в наших традициях особенно уважительное отношение к Учителю, и это слово начинается для меня с большой буквы. Это не просто педагог, а наставник, нравственный авторитет.
Именно от учителя во многом зависит, кто придет нам на смену, как живет сегодня и будет жить завтра наша страна. Образно об этом сказано в моем любимом фильме «Доживем до понедельника»: «Ошибки учителей менее заметны, но стоят не менее дорого, чем ошибки врачей». Вот почему среди приоритетов нашей работы вопросы подготовки учителей.
Повышение качества педагогического образования, престижа профессии учителя - важнейшее направление развития всей образовательной системы. Напомню, что для решения проблем в этой сфере в 2014 году был запущен Комплексный проект по модернизации педагогического образования в РФ. Его предварительные итоги показали, что многое удалось сделать: разработаны и апробированы новые технологии подготовки учителей, совершенствуется содержание образовательных программ, усиливается практическая подготовка выпускников педвузов, совершенствуется система повышения квалификации учителей, запущены проекты по подготовке вожатых.
О повышении качества педагогического образования свидетельствует и то, что в 2017 году в рамках «второй волны» реализации приоритетного проекта «Вузы как центры пространства создания инноваций» (или «Опорные университеты») в число победителей вошли университеты, реализующие программы подготовки педагогов. Отдельного внимания заслуживает разработанный и предложенный к реализации в других регионах опыт Нижегородского государственного педагогического университета по созданию модели целевой подготовки и контрактного трудоустройства учителей, созданию региональных социально-педагогических кластеров.
Есть и другие положительные тенденции. Однако наряду с ними нельзя не сказать о проблемах. К таким можно отнести разрыв между содержанием, технологиями и образовательными результатами подготовки будущих учителей, чрезмерную бюрократизацию профессиональной деятельности, недостаточную работу по профориентации школьников, необходимость развития современной системы научно-методической помощи, отсутствие тщательного системного анализа трудностей, с которыми сталкиваются учителя при обучении предметам в школе. В настоящее время Рособрнадзор начал работу, опираясь на результаты которой можно будет разрабатывать более эффективные программы повышения квалификации и переподготовки учителей.
Именно об этих вопросах мы говорили на состоявшемся в декабре круглом столе на тему «О состоянии и перспективах развития педагогического образования в Российской Федерации». Обязательно продолжим совместную работу в этом направлении.
- Будут ли перемены к лучшему у сельского учителя?
- Поддержка сельских школ, учителей требует решительных действий на всех уровнях власти. В предстоящую весеннюю сессию 2018 года мы запланировали проведение парламентских слушаний на тему «О состоянии и перспективах развития сельской школы в Российской Федерации». Рассмотрим актуальные вопросы малокомплектных школ, строительства новых и реконструкции аварийных зданий, обеспеченность кадрами, исполнение поручений о предоставлении льгот сельским учителям, организации дополнительного образования и работы с талантливыми детьми. Например, когда мы говорим о новых точках роста, особенно в реализации задач цифровой экономики, полагаем, что и сельская школа должна в перспективе быть готова к такой работе.
- Отсюда и мой следующий вопрос. А готово ли наше образование в целом к работе в этой новой реальности?
- Эта тема очень актуальна. В последние годы Россия заметно продвинулась по многим направлениям цифрового развития, в том числе в сфере образования. Мне как представителю Москвы в Совете Федерации особенно приятно отметить, что наша столица находится на третьем месте в мире по наличию системы образования, обеспечивающей потребности рынка труда будущего - цифровой экономики. В настоящее время город совместно с Минобрнауки РФ работает над внедрением единой цифровой образовательной среды. Получается многое. И в этом большая заслуга мэра Москвы Сергея Семеновича Собянина. Передовой опыт Москвы будет использован и в других регионах. Там, где руководители регионов понимают, что сама жизнь диктует новые подходы, и поддерживают эти начинания, и результат есть.
Особое значение имеют подготовка и значительное увеличение выпуска специалистов в сфере цифровой экономики. Сегодня впору вновь сказать: «Кадры решают все». Для достижения всеобщей цифровой грамотности следует серьезно усовершенствовать систему образования на всех уровнях - от школы до высших учебных заведений. При этом необходимо учитывать потребности общества и экономики. Потребуется новая законодательная и нормативная база, над которой мы будем активно работать в наступающем году.
- 2018 год в нашей стране объявлен Годом добровольца (волонтера)…
- Считаю символичным, что Десятилетие детства откроет Год добровольца. Масштабные задачи этой общенациональной программы невозможно решить без поддержки и участия всего общества, прежде всего молодежи. Сегодня волонтеров в стране миллионы. И это большая сила. Как президент центра народной помощи «Благовест», которым я руковожу практически двадцать пять лет на общественных началах, знаю, что очень многие люди в нашей стране не только по долгу службы, но и по зову сердца служат детству.
В рамках Десятилетия детства важно расширить лучшие практики НКО, школьного и студенческого волонтерства, включая вопросы поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе в области социальной и образовательной инклюзии детей-инвалидов. Хорошим примером социализации детей и юношества стала Всероссийская акция «Я - гражданин России», одним из организаторов которой является «Учительская газета». Отмечу, что за активное участие в реализации Национальной стратегии действий в интересах детей П.Г.Положевец, руководитель постоянной рабочей группы Координационного совета, награжден благодарностью председателя Совета Федерации.
В январе 2018 года состоятся (при активном участии волонтеров) VI Рождественские парламентские встречи в рамках XXVI Международных рождественских образовательных чтений в Совете Федерации на тему «Нравственные ценности и будущее человечества». Готовимся к этому важному событию. По приглашению председателя Совета Федерации Валентины Ивановны Матвиенко в нем примет участие Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Уверена, что слово патриарха в рождественские дни станет своеобразным напутствием родительской, педагогической общественности, а также для детей и молодежи. Обязательно на страницах газеты подробно расскажем об итогах состоявшихся встреч.
Пользуясь возможностью, хочу поздравить замечательный коллектив «Учительской газеты», всех читателей с наступающим Новым годом. Мира, добра и благополучия всем вам.