Любовь ДУХАНИНА, заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке, член Центрального штаба Общероссийского народного фронта, доктор педагогических наук:
Равные возможности - детям


В уходящем году в системе образования произошли серьезные изменения, в первую очередь в дополнительном образовании. В рамках проекта ОНФ «Равные возможности - детям» был дан старт масштабному развитию образовательного волонтерства. Благодаря 1500 волонтеров было открыто более 400 бесплатных кружков и секций по всей стране, из них 40 - для детей с особыми потребностями. В результате дополнительным образованием удалось охватить более 14,5 тысячи детей.
Благодаря усилиям по-настоящему неравнодушных людей - талантливой молодежи, ученых, деятелей культуры, преподавателей - то, что раньше было образовательной услугой, теперь становится общественным благом. О том, что нельзя допустить коммерциализации дополнительного образования, Народный фронт говорил еще на пензенском форуме «Качественное образование во имя страны». И теперь развитие образовательного волонтерства под эгидой ОНФ позволило создать прецедент того, что такие затратные для родителей направления, как робототехника, 3D-моделирование, реабилитация, стали абсолютно бесплатными для детей.
Для создания равных возможностей детям в Закон «Об образовании в РФ» были внесены изменения в части поступления инвалидов в вузы. Раньше им нужно было получать справку, подтверждающую отсутствие противопоказаний обучаться «в соответствующей образовательной организации». Это требование существенно ограничивало абитуриентов с инвалидностью: если ребенок передумал и решил поступать в другой вуз, у него не оставалось времени на получение новой справки. Эти дискриминационные условия сейчас устранены.
Изменения коснулись и системы общего образования. Совместно с экспертами ОНФ мы добились снижения расходов родителей на покупку учебников и рабочих тетрадей с 3,5 тыс. руб. до 2,5 тыс. руб. Это подтвердили опросы более 3000 родителей. И это значит, что поручение Президента России по итогам межрегионального форума ОНФ в Ставрополе стимулировало Правительство РФ и региональные власти повышать обеспеченность школьников учебниками. Продолжается работа и по запрету сбора денег в школах на различные нужды - покупку мебели, расходных материалов, которые обходятся семейному бюджету в среднем в 5,3 тыс. руб.
В стране продолжается программа строительства школ. На эти цели правительством было выделено из федерального бюджета 25 миллиардов рублей.
В профессиональной и общественной среде развернулась содержательная дискуссия по введению стандарта общего образования. Многие педагоги по-прежнему плохо представляют себе, что такое ФГОС и как его реализовать. Между тем он представляет собой крайне прогрессивный документ и требует изменения стиля преподавания, где ученику с его представлениями, гипотезами отводится куда больше времени, чем было раньше. Он также требует от школы выстраивания сотрудничества с работодателями, социальными партнерами, конструирования принципиально другой образовательной среды. Этому нужно учить. И учить на примере лучших практик, например, через вовлечение в работу с детьми профессионалов из разных сфер, активную совместную деятельность с педагогами, привлечение школьников к волонтерским проектам.

Сергей КРАВЦОВ, заместитель министра образования и науки РФ, глава Рособрнадзора:
Достойный результат

2017‑й - год планомерного развития единой системы оценки качества образования, которая создана в нашей стране. Эта система позволяет нам получать большой массив данных, работая с которыми мы выявляем зоны риска, ведем работу по повышению объективности всех оценочных процедур, формируем подходы к созданию новой модели аттестации учителей и построению национальной системы учительского роста.
Единый государственный экзамен четвертый год подряд проходит максимально прозрачно, обеспечивая равенство условий для всех выпускников. В обществе сформировалось отношение к нему как к проверенной и понятной процедуре. Важнейшее качество единого экзамена - доверие граждан и вузов к его результатам и признание их объективности. Основная работа по совершенствованию единого государственного экзамена завершена, и сейчас мы можем говорить о его стабилизации.
Работая с результатами объективного ЕГЭ, мы можем реализовывать проекты по повышению качества образования. Третий год подряд у нас действует проект «Я сдам ЕГЭ», благодаря которому количество выпускников в регионах Северного Кавказа, не набирающих минимальные баллы ЕГЭ по обязательным предметам, сократилось почти в три раза.
Актуальным остается повышение объективности других оценочных процедур - ГИА-9, всероссийских проверочных работ, итогового сочинения. И в этом направлении нами также были предприняты определенные шаги.
В этом году мы активно занимались разработкой модели и технологии проведения итогового собеседования по русскому языку. После его масштабной апробации собеседование будет введено в штатный режим и станет допуском к итоговой аттестации для выпускников девятых классов. Его введение будет способствовать развитию навыков устной речи у наших школьников.
Всероссийские проверочные работы стали самой массовой оценочной процедурой в нашей системе образования, с 2015 года в них приняли участие около 17 миллионов школьников. В октябре 2017 года их провели на добровольной основе около 33 тысяч школ, или более трех четвертей всех школ России, что говорит о востребованности этой формы оценки. В следующем году мы расширим охват классов и предметов, по которым проводятся проверочные работы.
Позитивные изменения, которые происходят в нашей системе школьного образования, отражают результаты международных исследований. В прошлом году мы увидели существенный рост результатов наших школьников в исследованиях PISA и TIMSS. А в этом году высокий уровень нашего школьного образования подтвердил блестящий результат российских четвероклас­сников в исследовании PISA - первое место по уровню читательской грамотности в мире!
На сегодняшний день продолжается процесс совершенствования и развития инструментов, призванных обеспечить высокое качество российского образования. Совершенствуются образовательные стандарты. Параллельно предпринимаются серьезные шаги по обеспечению качества тех учебников и учебных пособий, по которым учатся школьники.
Еще одна ключевая задача - развитие системы подготовки и повышения квалификации учителей. Мы проводим исследования, связанные с оценкой профессионального уровня учителя. Важно, чтобы их результаты использовались для оказания методической помощи учителю. Сегодня наша стратегия: каждому ученику - сильный учитель.
В 2018 году Рособрнадзор продолжит работу по этим и другим направлениям, и для нас важна заинтересованность всего образовательного сообщества в ее результатах. Мы благодарим всех экспертов, педагогов, руководителей образовательных организаций, общественных деятелей и просто неравнодушных граждан, которые вносят свой вклад в улучшение образовательных результатов российских школьников и студентов. Пусть наступающий новый год станет для вас успешным!

Евгений МАЛЕВАНОВ, ректор Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО), кандидат педагогических наук, член Общественного совета при Рособрнадзоре, член Совета Минобрнауки России по развитию непрерывного педагогического образования:
Процессы и люди замерли в ожидании


Этот год в сфере образования был богатым на события, но среди них наиболее важными я бы назвал следующие.
По-настоящему зазвучала тема формирования Национальной системы учительского роста (НСУР). Прошла первая апробация элементов единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ) как основы для переформатирования в недалеком будущем аттестации учителей. Не обошлось без жарких обсуждений в социальных сетях. Но главное - удалось сформировать работоспособную команду из представителей нескольких федеральных и региональных образовательных и научных организаций, профессиональных ассоциаций, которые вместе с коллегами из Российской академии образования и Общероссийского профсоюза образования под руководством Минобрнауки России и Рособрнадзора сформировали системное видение этого всероссийского многолетнего проекта в сфере образования.
Весь год прошел в активном обсуждении на разных экспертных площадках концепций по учебным предметам. К моменту написания данного текста остаются неутвержденными все пять предметных концепций, а согласно планам министерства в следующем году должны сформироваться и утвердиться еще три новые.
Отложен до следующего года и вопрос с фиксацией уточненного предметного содержания во ФГОС начального и основного общего образования. А каким широким, хоть и недолгим было профессионально-общественное обсуждение!
С Федеральным перечнем учебников за год практически ничего не произошло. Масштабного. Перечень не сократился, но такие планы на несколько ближайших лет были анонсированы неоднократно.
В этом году праздновалось 90‑летие советской и современной российской государственной системы дополнительного профессионального педагогического образования. В дни празднования сравнительно мало вспоминалось о том, как много сделано за эти годы, гораздо больше внимания уделялось обсуждению планов на ближайшие годы по модернизации нормативно-правовой базы и содержания программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки в связи с формированием Национальной системы учительского роста.
Многое ожидается от одного из самых масштабных на сегодняшний момент «цифровых» проектов - «Российская электронная школа». Старт проекту был дан еще в прошлом году, в течение этого года велась большая непубличная работа, первые публичные результаты должны быть представлены в следующем году. РЭШ не заменит многого и многих, но, хочется верить, очень поможет многому и многим в российской системе образования. Причем не только общего.
Обязательно выборный сезон наступающего года отразится на тех или иных изменениях в формах и/или содержании реализуемой государственной политики в сфере образования. А пока, до этого, и процессы, и люди в каком-то смысле замерли в ожидании.
Предновогодние дни - время загадывать желания! Какие из них сбудутся, покажет время.