В конце ноября в Казанском кооперативном институте Российского университета кооперации (РУК) состоялось большое событие - открытие Малого университета кооперации. Это событие стало еще одной возможностью для казанских подростков провести выходные с пользой.
На открытие Малого университета кооперации пригласили несколько сотен школьников, которые стали непосредственными участниками соревнований по программе ранней профориентации и основ профессиональной подготовки школьников JuniorSkills. Ребята продемонстрировали свои таланты в таких компетенциях, как «Поварское дело», «Кондитерское дело», «Визуальный мерчандайзинг» и «Администрирование отеля». За соревнованиями наблюдал ректор Российского университета кооперации Сергей Гиль. В рамках соревнований он даже выступил в роли нового постояльца гостиницы и попросил заселить его в «номер потише». Судя по оценкам именитого гостя, ребята справились с полученным заданием.
- Я целый час ходил по площадкам чемпионата и задавал школьникам один и тот же вопрос: «Зачем вам это нужно?» Все полученные ответы можно разделить на две группы. С одной стороны, в соревнованиях участвуют те, кому «просто интересно», с другой стороны, те, кто «видит в этом дело своей жизни». Но что удивительно: у тех, кому просто интересно, и получается интереснее... - поделился с коллегами впечатлениями Сергей Гиль. - Быть может, в ответе на вопрос «Что важнее: желание быть первым или искренняя, неподдельная заинтересованность и увлеченность?» и кроется секрет профессионального и жизненного успеха будущих чемпионов?
Кроме соревнований по программе JuniorSkills в рамках открытия Малого университета кооперации для школьников были организованы профессиональные пробы по семи направлениям: «Бухгалтерский учет и банковское дело», «Иностранный язык, управление талантами», «Менеджмент, экономика», «Сервис, туризм и гостиничное дело», «Таможенное дело», «Товароведение и технология общественного питания» и «Физическое воспитание и спортивный менеджмент», которые проходили в виде масштабного квеста. Тем самым в рамках открытия Малого университета хозяева мероприятия не только популяризировали Национальный чемпионат профессий и предпринимательских идей «Карьера в России», но и очень ярко и оригинально представили школьникам профили подготовки в своем вузе.
Также запоминающимся для гостей - школьников 8-10-х классов и директоров школ - стало открытие коворкинг-центра, где были представлены лучшие бизнес-проекты студентов института. Глубина и проработанность проектов сразу дали понять всем присутствовавшим: здесь знают, с чего начать бизнес. В этом не последнюю роль играет и установка института: что четверть всех выпускников должны стать предпринимателями.
Впрочем, как отмечает ректор Казанского кооперативного института Алсу Набиева, нужно не только делать все, чтобы ребята развивали свои таланты, в том числе и предпринимательские, важно, чтобы студенты оставались в своем регионе, с большим желанием возвращались на свою малую родину, организовывали личные подсобные хозяйства, крестьянские (фермерские) хозяйства, потребительские кооперативы, освоив все необходимые компетенции в институте.
В этой связи начальник Управления общего образования Министерства образования и науки Республики Татарстан Тамара Федорова напомнила: на самом деле предпринимательство для школ совсем не чуждое дело. Школьные фирмы - сколько их было до тех самых диких 90-х, когда бизнес перестал быть сферой, куда можно пускать детей... Сейчас они постепенно возрождаются по всей стране и уже зарабатывают небольшие, но реальные деньги. И, конечно же, учат школьников системной самоорганизации - это, пожалуй, ключевой навык, который можно вынести из таких занятий. Да, пока это островки обучения предпринимательству, но они есть.
Так, например, в казанском лицее-интернате №2 открыт Казанский центр молодежного инновационного творчества «HackSpace». На первый взгляд обычная мастерская, каких было много и раньше, только оборудование современное. Но это только на первый взгляд. Основная идея центра: не только помочь детям создать что-то свое, выплеснуть, так сказать, творческую энергию, но и довести свое творение до рынка.
По словам директора лицея Ирека Ризванова, очень важно, чтобы продукт, который придумал ребенок, начал продаваться. Правда, если проект финансово провалился - это тоже хороший урок: значит, есть еще над чем работать, значит, фантазии пока оказались сильнее реальности.
Одним из первых продуктов, который ребята создали в центре, стала настольная игра, как оказалось, первая настольная игра на татарском языке. Ниша на рынке? Абсолютно пустая. Спрос? Огромный! На подходе вторая игра, а там, глядишь, и целая серия. Так идея ребенка вылилась в продукт республиканского масштаба.
В это же время лицеисты постарше придумали автомат для зарядки мобильных устройств. Скажете: есть такие! Есть. Но такого, чтобы ячейки открывались по отпечатку пальца, нет, в основном ключами и чеками со штрих-кодами, а все это так легко теряется, и потом сидишь и думаешь, как бы выручить свой гаджет?.. Ребята из лицея-интерната №2 решили эту проблему, да и сам автомат, включая всю электронику, спланировали и смонтировали полностью сами. Это вам не электрические цепи на уроке физики собирать.
Правда, это только кажется, что все получается само собой: набрали талантливых детей, а они сами организовались и работают. Нет, все-таки методическая помощь, тем более профильного вуза, не помешает.
Поэтому для тех, кто пока не открыл свое школьное дело, Казанский кооперативный институт придумал программу «Школа юного предпринимателя». Здесь, по словам ее организаторов, у школьников будут все возможности для создания бизнес-проекта «под ключ». Здесь будут учить тем самым «мягким навыкам», которых зачастую так не хватает людям в современном мире и которые пока осознанно даются лишь в редких школах. Да, хорошая школа дает многое, но чаще всего это хорошие академические знания. Но только ли ими живет человек? Сегодня уже нет.

Казань