Новые герои...
Педагогика, впрочем, - это не только лирика, это еще и технология. Сейчас, когда в стране активно продвигаются стандарты WorldSkills, у Казанского педагогического колледжа новые герои. Третий год национальный чемпионат WorldSkills для реализуемых в колледже педагогических компетенций становится золотым. В копилке колледжа 9 золотых медалей по компетенциям «Дошкольное воспитание», «Преподавание в младших классах», «Физическая культура и спорт». Cтуденты колледжа - это его гордость: Анастасия Васина, Дарья Миронова, Анжела Ахмадуллина, Светлана Рейсман, Александр Орлов, Фируза Саляхова, Карина Батурина, Полина Меель, Анжела Берсанова - победители национальных чемпионатов WorldSkills.
Победа окрыляет и придает еще больше настойчивости и хороших амбиций. Например, Светлана Рейсман лет через пять хочет руководить детским садом или даже открыть свой.
Впрочем, сейчас WorldSkills в Казанском педагогическом колледже - это дело уже не единиц. По словам заместителя директора колледжа по учебно-производственной практике Гузель Рамазановой, сегодня в эту работу включена как минимум треть педагогического коллектива. Неудивительно, что в ходе экскурсии по колледжу мы встречаемся с командой юниоров, которая активно готовится к выступлению на чемпионате. Работают все вместе с большим интересом и увлечением, хотя профессиональные дисциплины еще не осваивали, это будет чуть позже, но кое-какие азы профессии новичкам уже знакомы.
Второй этаж Казанского педагогического колледжа отведен под дошкольное образование: везде яркие цвета, на стенах - веселые картинки. Именно здесь находится знаменитый на всю республику ресурсный центр, который является специализированным центром компетенций по дошкольному воспитанию. Сюда приходят и педагоги для повышения квалификации, и родители за консультацией по сложным случаям, и сами дети, чтобы с пользой проводить время, ведь детство должно быть разнообразным и насыщенным!
Для этого в учебных аудиториях и спортивных залах ресурсного центра есть все необходимое: от совершенно привычных уже интерактивных досок до затейливых детских конструкторов и настольных игр. Но это только на первый взгляд игры, на самом деле это серьезные образовательные и воспитательные инструменты.
Но дети из ближайшего микрорайона, которые приходят сюда в группу раннего или творческого развития, об этом не задумываются, им здесь просто нравится. Особенно сенсорная комната, где можно поиграть с песком, кинетическим и даже космическим, или «поплавать» в сухом бассейне с подсвеченными шариками. Ну а уж если ребята расшумятся, что, конечно, совершенно не допускается в комнате для релаксации, и об этом воспитатель сразу же договаривается с ними, то на помощь всем придет шуморегулятор, и на стене тут же засверкает светодиодами симпатичный фонтанчик!
Для ребят постарше, особенно для тех, кто уже задумывается, кем лучше стать - космонавтом или все-таки ветеринаром, преподаватели и студенты Казанского педагогического колледжа придумали особое направление - BabySkills. Его задача - доступным языком объяснить детям, в чем плюсы и минусы тех или иных профессий, и предложить ребятам попробовать себя в разных профессиональных ролях. Поэтому в ресурсном центре есть тематические уголки для совсем-совсем начинающих парикмахеров и врачей, поваров и строителей, агрономов и водителей и др.
Кстати, последним, да и всем остальным, большую помощь окажет интерактивный класс правил дорожного движения. Здесь есть даже самые настоящие светофоры, поэтому освоить правила безопасного поведения в городе будет очень легко и интересно.
А для будущих педагогов самое главное, что все оснащение, которое есть в ресурсном центре колледжа, абсолютно идентично тому, что они потом увидят в детских садах республики. И переучиваться никому не придется!

Лучше и быть не может
Кто и зачем сегодня идет в педагоги? Этот вопрос еще лет пять назад вызывал неприятные ощущения у всех причастных к педагогическому образованию, потому что все знали, что такое двойной негативный отбор. Теперь все совсем наоборот: в педвузы и педколледжи двойной позитивный отбор - лучшие идут учиться на педагогов, лучшие из получивших предобразование идут в школы.
В Казанском педагогическом колледже обучаются более 1200 студентов. Это ребята не только из Татарстана, но и из Чувашии, Башкортостана, Марий Эл и других регионов страны. У колледжа хорошая инфраструктура, есть общежитие. А логистика еще лучше - теперь это единственный колледж в республике со своей станцией метро! Так что от корпуса до корпуса в подземке всего минут пятнадцать.
Чему учат в Казанском педагогическом колледже? Студенты педагогического колледжа обучаются по 4 специальностям: «дошкольное образование», «преподавание в начальных классах», «адаптивная физическая культура», «прикладная информатика». Образовательные программы по всем специальностям практико-ориентированы. До 50% учебных часов отводится для прохождения практики.
По словам Гузель Рамазановой, студенты проходят практику в более чем 100 детских садах и школах города Казани и республики. Студенты, обучающиеся по специальности АФК, проходят практику в поликлиниках и центрах медицинской профилактики города. А летнюю практику студенты проходят в детских лагерях, где можно получить зарплату, это же настоящая работа!
Естественно, что в колледж, который предоставляет такие условия, поступают лучшие. Уже несколько лет средний балл аттестата, по словам заместителя директора по воспитательной работе Казанского педагогического колледжа Венеры Тагировой, приближен к пяти. Конкурс - 8 человек на место, а по некоторым специальностям, например «преподавание в начальных классах», и все 12.
В Казанский педагогический колледж не только идут учиться, но и возвращаются работать. За примерами далеко ходить не надо: директор Казанского педагогического колледжа кандидат педагогических наук, почетный работник среднего профессионального образования РФ, заслуженный учитель Республики Татарстан Анфиса Залялова не расставалась с колледжем практически со школьной скамьи. После 8-го класса поступила сюда на специальность «преподавание в начальных классах», работала преподавателем общественных дисциплин, философии, была профсоюзным лидером, замдиректора по учебно-производственной практике, а сегодня является настоящим штурманом этого большого педагогического корабля.
А заместитель директора по воспитательной работе Венера Тагирова сама когда-то училась в колледже, вела активную деятельность в студенческом самоуправлении и тоже с готовностью вернулась работать в родные стены. Почему? Потому что здесь мощные образовательные традиции, здесь интересно, здесь всегда поддержат и ждут.

Казань

Статфакт

По данным Росстата, в январе-сентябре 2017 года среднемесячная заработная плата педагогов общего образования в Республике Татарстан составляла 29376 рублей. Отношение средней заработной платы учителей к средней по экономике региона - 102,7%.

Цитата

«Чем раньше ребенок ознакомится с профессиями, тем лучше. С 2004 года у нас в каждом детском саду и в каждой школе республики в той или иной форме ведется работа в рамках BabySkills. Да, конечно, ребенок в детском саду еще не определится с профессией, но какие-то представления и навыки уже будут заложены».
Тамара ФЕДОРОВА, начальник Управления общего образования Министерства образования и науки Республики Татарстан

Мнение

Фарида КОВАЛЕВА, директор Международного колледжа сервиса:

- Как такового распределения в Республике Татарстан нет, но получается так, что к окончанию учебы студентов уже разбирают. Причем это происходит во многих организациях СПО: в педагогическом колледже, в колледжах инженерной направленности... Все потому, что мы внедрили раннюю практику. У нас она начинается уже на втором курсе. Мы сразу выпускаем наших студентов за пределы колледжа. И если работодатель видит, что ему нужен именно этот специалист, мы позволяем студенту работать. Подписывается трехсторонний договор, и в свободное от учебы время студент работает. Это дает очень много и студенту, и самому работодателю, ведь получается, что татарстанских выпускников организаций СПО в большинстве своем не надо адаптировать на производстве. Они уже обучены работать в коллективе, понимают, что есть не только права, но и обязанности.
Я каждую неделю получаю от работодателей письма или звонки: нужны молодые специалисты! Я объясняю, что свободных нет, могу только «перебросить» с места на место, если в этом будет смысл... Так что в СПО у нас жесткая конкуренция, причем не ребята сражаются за рабочее место, а работодатели за лучших студентов.
В ряде колледжей на защите выпускных работ начинаются очень интересные процессы: туда тоже приходят работодатели, и после защиты идет самый настоящий аукцион - кто предложит лучшие условия потенциальному работнику. Конечно, у нас таких студентов, за которых работодателям стоит сражаться, не все 100%, но, могу сказать, судя по отзывам о практике, уровень подготовки наших самых слабых студентов гораздо сильнее, чем уровень в других учебных заведениях.