По международным стандартам
Вообще в этом маленьком городе все так, как должно быть: все образовательные организации взаимосвязаны, и преемственность уровней образования не формальное исполнение чьих-то требований, а естественная необходимость.
- Мы сотрудничаем не только со школами повышенного уровня в республике и стране, но и с теми, кто рядом, я имею в виду нашу школу в Иннополисе и, конечно, детский сад, - рассказывает директор лицея Иннополис Надежда Сулимова. - В лицее есть социальный комитет, и он даже взял шефство над детским садом. Периодически мы проводим занятия для ребят у нас в библиотеке, а иногда лицеисты и сами идут в детский сад - читают ребятам книги, что-то рассказывают. Так мы воспитываем не только самых младших, но и наших старших.
С чего начинается образование в Иннополисе? Конечно же, с детского сада. Сюда попадают все ребята с двух лет, сейчас их 182. Но есть и группа для самых маленьких - от полутора до двух, так называемая адаптационная, занимаются по программе «Ладушки». Ребята с родителями приходят по два раза в неделю на три часа. Пока всего 11 малышей.
В детском саду 10 групп. У каждой своя групповая комната, спальня, санитарные комнаты, это называется «блок» и окрашено в свои индивидуальные цвета. В школе все потом будет так же, только вместо групп - классы. И цветовая палитра чуть поспокойнее, чтобы настраивать на учебный лад.
У каждой группы свое название, причем на английском. Есть здесь и Quantic Kids, и Shiny Stars, и Tiny Tigers. Имена на шкафчиках тоже на английском - элемент международного стандарта. Кроме того, в саду занимаются несколько ребят из других стран, и для них английский, можно сказать, родной. Это дети преподавателей Университета Иннополис. Их, конечно, немного, но они кардинально меняют языковую среду. Постепенно даже маленькие бытовые конфликты дошкольники начинают решать между собой уже на английском. Как-то раз в спортивном зале ребята не поделили мячик. В группе спорщиков оказался и один англоязычный ребенок. В ответ вместо ожидаемого «Не трогай мяч!» у его русскоязычного оппонента вырвалось: «Don’t touch the ball!» Воспитатели удивились и обрадовались: неформальное мультилингвальное воспитание сработало.
Учиться никто не запретит!
В школу Иннополиса мы попали в середине дня и удивились тому, как здесь тихо. Оказалось, что сейчас у первоклассников... тихий час. Все остальные об этом знают и уважают право новеньких на отдых. Осторожно идем по коридорам - повсюду развешаны работы школьников, невзирая на степень художественной ценности. Казалось бы, школа с такими возможностями могла бы позволить себе любые самые качественные наглядные пособия, но здесь дело в другом - большую часть пространства сознательно отдали детям для самовыражения, потому что очень важно делиться результатами своего труда с окружающими и получать отклик.
То же самое и в классе географии: на подоконниках и стеллажах - поделки ребят. Очевидно, недавно изучали строение солнечной системы. Смотришь и удивляешься тому, как по-разному дети увидели и воплотили одно и то же явление...
Учитель географии Дмитрий Шакирзянов уверен: магазинные плакаты - это неинтересно. Если уж и создавать насыщенную учебную среду, где, что называется, учат даже стены, то только своими руками. Ведь интерес к познанию может начаться с совсем простого мотива: «А что это там мой одноклассник нарисовал/слепил/построил?»
Впрочем, недостатка в «официальном» обучающем материале в школе нет. В том же кабинете географии гордость и украшение кабинета - обширнейшая минералогическая коллекция, которую в лучших традициях современных музеев можно не только изучать с придыханием из-за стекла  (здесь нет никаких стекол),  можно даже брать в руки, ну а если тактильных ощущений оказалось мало, можно даже попробовать на вкус - никто не запретит.
Вообще здесь считают, что урок должен быть пространством познавательного раскрепощения, а в идеале - праздником. Зачем, к примеру, изучать русло реки по учебнику? Одеваемся, спускаемся в ближайший овраг и без всяких инструментов, кроме своей умной головы, принимается за измерения ландшафта. Такие уроки, без сомнения, приводят ребят в восторг, ведь, как отмечает талантливый географ, современные дети каждое занятие ждут от учителя почти фокусов. Что ж, Дмитрий Шакирзянов умеет удивлять и вести за собой - кроме географии он ведет в школе уроки лидерства...
Школа Иннополиса существует всего третий год. Сегодня здесь учатся 175 ребят. Принимают всех, без изъятия.
А в детском саду в январе очередное пополнение - опять открывается группа, теперь их будет 11. И к этому увеличению контингента готовятся не только в детском саду, но и в школе.
- Город молодой, - объясняет директор школы Айнур Шигапов. - Много молодых семей с маленькими детьми, и фактически в каждой подрастают наши будущие ученики.

Статфакт

    В детских садах Республики Татарстан воспитываются 27064 ребенка до 3 лет (46%-ный охват).
    С 1 января 2017 года родительская плата за пребывание ребенка от 3 до 7 лет в детском саду составляет в регионе 2997 рублей.

Иннополис